Skip to main content
9 октября, 2024
$ 96.11
105.6

Спрос на покупку автомобилей и количество желающих их продать резко сократились в России из-за санкций

26 апреля, 2022, 16:01
© pexels.com

Некоторые россияне, которые хотели продать свой автомобиль, отказались от этих планов. Те, кто задумывался о покупке машины, решили совершить ее позднее или присматривают более доступную модель. Социологи выяснили, что многие автомобилисты боятся подорожания запчастей и бензина.

Планы изменились

Почти каждый 5-й автовладелец, который собирался продать свою машину, решил пока этого не делать, пишет газета «Известия» со ссылкой на данные опроса, проведенного сервисом «Авито Авто». Продавать авто передумали 16% респондентов. От покупки (как новой, так и подержанной машины) отказались 35% опрошенных, которые ранее хотели приобрести автомобиль.

У тех, кто все же не передумал, приоритеты сильно изменились. Так, 39% потенциальных покупателей теперь устремили свой взор на более дешевые модели. Еще 43% россиян не собираются покупать другую машину, но в случае приобретения возьмут авто в менее оснащенной комплектации.

Около 37% респондентов изначально хотели покупать новый автомобиль, но сейчас рассчитывают найти машину на вторичном рынке. Причем в городах-миллионниках доля таких граждан выше: там покупать подержанное авто вместо нового собираются 45% опрошенных.

У многих планы изменились и по способу оплаты покупки. Так, 41% россиян отметили, что для приобретения не будут оформлять кредит, хотя раньше рассматривали такую возможность. При этом 27% опрошенных, наоборот, хотят купить авто с использованием заемных средств, хотя раньше рассчитывали на свои сбережения.

Автомобиль теперь роскошь

pexels.com

В связи с повышением цен на новые и на подержанные автомобили в последние несколько месяцев приобретение машины стало не по карману некоторым россиянам. Снижению спроса также способствовал скачок процентных ставок по автомобильным кредитам, заявил независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

По его словам, стоимость автомобилей очень резко выросла. Неудивительно, что некоторые россияне отказались от покупки. Тем, кто все же решился на приобретение, теперь приходится идти на компромиссы: брать модель классом ниже, менее оснащенную, а также покупать подержанную машину вместо новой. Взлетевшие процентные ставки вынуждают покупателей отказываться от автокредита и выбирать автомобиль, исходя из имеющихся на руках денег.

Эксперт отметил, что отказ от первоначальных планов по продаже авто тоже можно объяснить ростом цен. Некоторые автовладельцы, рассчитывавшие продать свою старую машину и взять более новую с доплатой, уяснили, что не смогут это сделать в нынешних реалиях. При этом на «вторичке» все сильнее становится заметна тенденция к снижению стоимости транспортных средств.

Пик роста был в марте – начале апреля. Теперь цены постепенно идут вниз. Вторичный рынок более гибкий. С учетом текущей ситуации можно рассчитывать на падение продаж автомобилей с пробегом. Однако оно будет не таким сильным, как в случае с новыми моделями, пояснил Бургазлиев.

С ним согласился партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. Он отметил, что подскочившая стоимость машин отпугнула многих россиян. При этом вторичный рынок сейчас постепенно приходит в норму: продавцы начали понимать, что с такими ценами они рискуют остаться без клиентов и идут на компромиссы.

Что произойдет с запчастями

pexels.com

По результатам исследования «Авито Авто», свыше 70% россиян боятся повышения стоимости автомобильных запчастей и подорожания обслуживания. Мнения специалистов насчет обоснованности таких опасений разошлись.

Так, Бургазлиев считает, что укрепление курса рубля, «зеленый свет» параллельному импорту запчастей и комплектующих в результате приведут к стабилизации ситуации на рынке. По ряду позиций стоимость уже снизилась по сравнению с пиковыми значениями. Вероятнее всего, к началу лета ситуация с запчастями более-менее придет в норму.

По словам эксперта, главной проблемой на данный момент является нарушение логистики, поиск и налаживание альтернативных каналов поставки автозапчастей в Россию.

У вице-президента национального автомобильного союза Яна Хайцеэра иная точка зрения. Он думает, что в текущей ситуации курс нацвалюты мало влияет на стоимость запчастей для авто, а одобренный Минпромторгом РФ список деталей для параллельного импорта очень маленький и не повлияет на насыщение рынка и стоимость.

Цена на запчасти после их резкого подорожания в конце февраля – начале марта пока что держится на одном уровне. Однако, если Запад и дальше будет вводить санкции против РФ, то стоимость комплектующих может сильно вырасти, пояснил Хайцеэр.

За топливо можно не переживать

pexels.com

Опасения автомобилистов насчет вероятного подорожания топлива эксперты не разделяют. По данным «Авито Авто», эта перспектива волнует 52% россиян. По словам заместителя гендиректора Института национальной энергетики Александра Фролова, сейчас предпосылок для роста цен на топливо нет. К тому же стоимость бензина снизилась.

На бирже в Петербурге оптовые цены на бензин, если сравнивать с пиковыми значениями, которые были зимой, уменьшились почти на треть: с примерно 58 тысяч до 39,5 тысяч рублей за тонну 92-го и с 60 тысяч до 43,5 тысяч рублей за тонну 95-го. В рознице снижение цен пока не такое очевидное: стоимость бензина на заправках снизилась лишь на 10 копеек за литр.

С дизтопливом ситуация тяжелее, подчеркнул Фролов. По его словам, оптовые цены на этот вид топлива снизились не так резко: примерно на 5-6 тысяч рублей за тонну. В этой связи ждать сильного изменения стоимости пока что не стоит.

Ранее заместитель главного редактора проекта «МотОр один точка ком», эксперт автомобильного рынка Юрий Урюков рассказал, какая ситуация ждет российских автомобилистов в недалеком будущем.