Skip to main content
29 марта, 2024
$ 92.26
99.71

С 22 августа водители смогут купить ОСАГО без прохождения техосмотра

19 июля, 2021, 20:53
Однако эксперты рекомендуют автомобилистам не спешить отказываться от диагностических карт.
© Кирилл Зыков / Агентство «Москва»

Нужно понимать, что на данный момент сама процедура проверки остается обязательной. МВД уже направило на рассмотрение в правительство инициативу, которая позволит сделать техосмотр добровольным. Однако на обсуждение этой идеи и внесение поправок в российское законодательство с учетом предстоящих выборов в Государственную Думу может уйти не один год. До этого момента в обязанности автовладельцев входит регулярное прохождение технического осмотра. Эксперты портала Autonews разобрались, когда наличие диагностической карты важно при оформлении ДТП, а когда страховые компании на это закрывают глаза.

Нет техосмотра – есть риск регресса

Страховые компании могут потребовать у виновника ДТП компенсировать им проведенную выплату по ОСАГО в пользу потерпевшего. Этот процесс называется регресс. Эксперты рекомендуют помнить об этом тем, кто игнорирует обязательный технический осмотр и закрывает глаза на неисправности в своей машине. В Российском союзе автостраховщиков (РСА) объяснили, что согласно закону об ОСАГО, страховая компания имеет право на предъявление регрессных требований в двух случаях.

Во-первых, регресс последует при истечении срока действия диагностической карты на момент аварии, если причиной ДТП является неисправность авто. В таком случае регресс предъявляется виновнику аварии — он будет вынужден покрыть весь убыток страховщика.

Во-вторых, страховая компания имеет право на предъявление регрессных требований при отсутствии в диагностической карте данных о повреждениях, которые должны быть выявлены в ходе ТО. В такой ситуации регресс предъявят оператору пункта технического осмотра, который выдал ненадлежащую диагностическую карту.

В РСА отметили, что даже до вступления в силу изменений, которые позволяли оформить ОСАГО без диагностической карты, у страховщиков была эта возможность.

Пакет документов для оформления ОСАГО уменьшится

С 22 августа ОСАГО можно будет приобрести без диагностической карты, но и до этого момента страховщики имели право выставлять регрессные требования.

Директор судебно-правового департамента страховой компании «Согласие» Анна Полина-Сташевская пояснила, что право регрессного требования в размере выплаченного потерпевшему страхового возмещения появляется в том случае, если в момент страхового случая истек срок действия техосмотра.

Российское законодательство предусматривает наличие действующей диагностической карты на весь период действия договора обязательного страхования. Любая страховая компания в праве предъявить регрессное требование в размере страхового возмещения к оператору ТО, который оформил диагностическую карту, если страховой случай наступил в момент неисправности автомобиля и такая неисправность была выявлена или могла быть выявлена во время проведения технического осмотра, пояснила Полина-Сташевская.

Она добавила, что основания для предъявления регресса предусмотрены законом, следовательно, нововведение с продажей полиса ОСАГО без прохождения ТО их не затрагивает.

ОСАГО будет работать без технического осмотра

Страховщики рассказали, что в любых других случаях им неважно наличие или отсутствие диагностической карты, то есть, водителям можно не опасаться регресса. Помимо этого, сами страховщики отметили, что на данный момент по причине технической неисправности автомобилей фиксируется меньше 0,1% аварий от общего их количества.

Доказать неисправность после ДТП очень сложно

После аварии автомобили не во всех случаях отправляются на техническую экспертизу, где эксперты определяют исправность транспортного средства, отметил гендиректор аккредитованного испытательного центра «Услугиавто» Юрий Пархоменко. По его словам, на месте ДТП сотрудникам ГИБДД проще указать, что виноват автомобилист, который неправильно оценил свои действия.

На экспертизу авто попадают лишь в случае, если авария была серьезной, а это случается не так часто. К тому же к ответственности вряд ли можно привлечь сами пункты техосмотра. Пархоменко считает, что за год действия техосмотра с машиной можно сделать все, что угодно и доказать, что за это отвечает пункт ТО просто невозможно.

Юрист в области автострахования Сергей Беляков отметил, что на сегодняшний день нет законодательного решения об отмене обязательного технического осмотра и перевода его на добровольную основу, поэтому автомобилистам нужно иметь действующую диагностическую карту. Только так можно быть уверенным, что страховщик не сделает вам сюрприз.

Для начала, по мнению правозащитника, надо дождаться 22 августа и посмотреть, как будет складываться практика подхода страховых компаний к решению подобных ситуаций. Пока что нельзя исключать, что транспортных средств без ТО станет больше. Беляков советует проходить техосмотр, иметь при себе диагностическую карту, чтобы избежать серьезных проблем и в целом не остаться в должниках у страховщика.

Ранее МВД предложило ввести меры стимулирования добровольного прохождения технического осмотра водителями автомобилей и мотоциклов. В министерстве призвали заинтересованные министерства и ведомства подготовить соответствующие изменения в законодательные акты. Обязательный ТО принадлежащих физическим лицам легковых авто и мотоциклов ведомство предлагает полностью отменить.



";