Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 100.6
106.0

Россиян предупредили, что личный автомобиль скоро может стать роскошью

19 июля, 2021, 12:59
© pexels.com
Цены на машины постоянно разгоняются.

Пересели на подержанные авто

pexels.com

В июне автомобили на вторичном рынке в среднем стоили 747,7 тысячи рублей, а годом ранее – 605,3 тысячи. По сравнению с маем подержанные машины подорожали на 0,8%. Цены на вторичке разгоняются на фоне дефицита новых автомобилей. В период пандемии коронавируса многие заводы по всему миру сократили выпуск моделей, и по сей день предложение не успевает угнаться за спросом.

К тому же сказалась нехватка полупроводников: чем их больше в авто, тем оно технологичнее. При этом на изготовление одного такого требуется до полугода. Микросхемы попадают на автозаводы не сразу. Сначала они идут к производителям смартфонов, ноутбуков, консолей, наушников, устройств для умного дома и бытовой электроники. Это прибыльные клиенты. Покупатели сметают с прилавков магазинов гаджеты, чтобы работать или учиться дома было комфортнее, так как многие сейчас находятся на удаленке. А это в свою очередь подстегивает выпуск новых устройств.

Так, в 2020 году продажи американской торговой группы Consumer Tech Association достигли 442 млрд долларов, а в этом году ожидают новый рекорд.

Не в самом хорошем ключе на поставки полупроводников повлияло торговое противостояние между США и Китаем. Американцы наложили санкции на крупнейшего китайского производителя чипов Semiconductor Manufacturing International. Компания лишилась своих заказчиков. При этом правительства обеих стран субсидируют производителей и оперативно выделяют земли под строительство новых заводов.

По данным Goldman Sachs, нехватка микросхем, так или иначе, коснулась 169 отраслей промышленности – начиная от выпуска стальных изделий и заканчивая холодильниками, кондиционерами и пивом. Даже производство мыла пострадало. Лишь в США из-за последствий мирового дефицита микрочипов ВВП может снизиться на 1% по итогам года.

До автопрома в таких условиях доходит минимум. В связи с этим машин выпускают все меньше. С проблемами уже столкнулись такие крупные игроки, как Volkswagen, Toyota, Honda, Nissan, Ford и Chrysler.

Сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute Николай Переславский отметил, что спрос на новые автомобили не удается удовлетворить в полном объеме. Никаких скидок сейчас нет. В итоге люди начали смотреть в сторону машин с пробегом. Дальше все пойдет по базовым экономическим законам: если сокращается предложение, товар становится дороже.

К тому же до сих пор не удалось наладить логистику, котировки на металл взлетают, рубль слабеет, а инфляция, наоборот, усиливается. Россияне, чтобы сберечь свои деньги, по возможности покупают как новые авто, так и подержанные. Именно поэтому легковые автомобили будут дорожать еще минимум полгода – пока не удастся восстановить поставки процессоров и чипов, а автоконцерны не выйдут на показатели, которые наблюдались до пандемии коронавируса, пояснил Переславский.

Он уверен, что можно ждать подорожания минимум на 5-6%, причем как на новые машины, так и на автомобили с пробегом. По его мнению, спрос должен немного упасть из-за введения более жестких коронавирусных ограничений или мирового финансового кризиса, который сильно ударит по кошелькам потребителей. Тогда автомобили подешевеют на 3-4%, однако такое развитие событий маловероятно.

Автокредитная игла

pexels.com

В 2020-м продажи новых автомобилей в РФ просели более чем на 10%. Дилеры, желая компенсировать потери, стали поднимать цены. Причем они продолжают делать это и сейчас – навязывают безальтернативные покупки авто с дополнительным оборудованием, что в свою очередь вносит вклад в усиление инфляционного давления.

Больше всего в прошлом году автомобилей продали Lada (343 тысячи штук), Kia (201 тысячу) и Hyundai (163 тысячи). Эта тройка также лидирует по результатам первого квартала 2021 года. Однако у нее появились очень мощные конкуренты — китайские бренды, такие как Haval, Geely, Chery и Changan. Автоконцерны Китая выпускают качественный товар и делают это дешевле, чем основные производители. В итоге есть вероятность смены лидеров продаж до конца года, считает доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г. В. Плеханова Олег Чередниченко.

По его мнению, если дилеры и дальше будут поднимать цены, то онлайн-продажи вытеснят традиционные. Производители уже начали реализовывать продукцию напрямую.

Аналитики в целом по итогам года ожидают сокращение рынка на 5-10%. В Минпромторге, правда, настроены более оптимистично. Глава ведомства Денис Мантуров заявил, что продажи вырастут на 4-5%. Он считает, что этому поспособствует льготное автокредитование. Большинство потребителей могут позволить себе машину только на заемные деньги.

Объем портфеля автокредитов, по подсчетам Центробанка, превысил 1 трлн рублей. Средний размер займа — более 1 млн рублей, подсчитали в Национальном бюро кредитных историй, а это на 48% больше, чем было годом ранее.

Основная доля кредитов выдается с первоначальным взносом от 20% до 50% на срок более 3-х лет. Полная стоимость автомобильного кредита — 12,8% годовых. Причем, несмотря на сокращение доходов населения, качество займов остается весьма хорошим. Ссуд с просрочкой 90 и более дней — 6,4%, реструктурированных с начала пандемии коронавируса — 4,3%.

Государственные программы льготного автокредитования в России действуют до 2023 года. «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» дают скидку от 10% до 25% на первый взнос при покупке машины российского производства стоимостью до 1,5 млн рублей. Однако фактически лимит — 9 млрд на дотирование — выбрали еще в марте 2021-го. Минпромторг уверял, что программу продлят. Дополнительные 5 млрд должны выделить не раньше августа, что позволит реализовать 50 тысяч новых моделей.

И все было бы хорошо, но только на фоне стагнации экономики и падения реальных доходов населения покупатели рискуют подсесть на автокредитную иглу. Поэтому аналитики рекомендуют: если нет острой необходимости, с приобретением автомобиля лучше повременить.

Ранее компания «АвтоВАЗ» решила увеличить стоимость всего модельного ряда. В денежном эквиваленте автомобили Lada подорожают на 12-30 тысяч рублей. Так, меньше всего подорожало семейство Granta и Vesta — в среднем на 2,3%. А вот больше всего цены выросли на пятидверную Niva Legend — на 4,25%.