Skip to main content
29 марта, 2024
$ 92.26
99.71

Минтранс РФ хочет контролировать усталость водителей с помощью специальных приборов

10 августа, 2021, 11:50
Соответствующие поправки уже были подготовлены министерством.
© Максим Мишин / Пресс-служба мэра и правительства москвы

Действующие на сегодняшний день Правила дорожного движения разрешают в течение 24-х часов находиться за рулем суммарно не более 10 часов (приказ Минтранса позволяет в ряде случаев до 12 часов). Контроль осуществляется с помощью тахографов. Штраф для нарушителей составляет до 2,5 тысяч рублей. В рамках поправок Минтранс хочет прописать в ПДД возможность управлять более 10–12 часов, но только при условии, что в кабине есть «средство мониторинга работоспособности», подключенное к тахографу. Водитель, который проехал менее 10 часов и от усталости начал засыпать (это зафиксирует устройство), должен будет остановиться, чтобы отдохнуть.

Оборудование транспортного средства обойдется перевозчику в 25–80 тысяч рублей. В эту сумму входят стоимость прибора, а также его установка и обслуживание на протяжении 3-х лет, пояснили в Минтрансе.

Там добавили, что внедрение таких систем позволит государству сократить ежегодный ущерб от аварий на 350–530 миллиардов рублей (на данный момент он оценивается в 1,78 триллиона рублей). Минтранс рассчитывает, что поправки вступят в силу с 1 марта 2023 года. Новая реформа затронет деятельность свыше 4-х миллионов водителей.

В 2017 году президент России Владимир Путин поручил правительству «представить предложения» по внедрению на автобусах технических средств, которые предотвратят потерю внимания и концентрации водителей. С 2018 года «Мосгортранс» начал внедрять систему «Антисон», которая посредством лазерных датчиков контролирует моргание, повороты головы, а также взгляд водителя, что в итоге позволило снизить аварийность на 23%. Работа аналогичных систем проверялась во время пилотных проектов в Татарстане, а также Белгородской, Московской и Калужской областях в прошлом году. Сервис «Яндекс.Такси» в 2019 году анонсировал планы по установке в своих машинах приборов контроля усталости (сейчас камерами оборудованы несколько тысяч автомобилей).

Софья Сандурская / Агентство «Москва»

В Минтрансе подчеркнули, что на данный момент есть все «предпосылки», чтобы нормы вождения для каждого водителя определялись «индивидуально».

Исполнительный директор группы КСОР (разработчик системы «Антисон») Андрей Белоусов считает положительным моментом то, что законодательная база для введения новых технологий строится Минтрансом, основываясь статистике.

Глава ассоциации «Рустахоконтроль» Геннадий Мирошин в свою очередь не поддержал идею увеличения нормативов работы водителей. По его словам, нынешний максимум — 12 часов — уже не соответствует ТК РФ. По его словам, водители не железные. Правильней было бы установить приборы, которые будут принудительно снижать допустимое время вождения при фиксации состояния усталости.

Эксперт также призвал власти сначала оценить влияние новых технологий на здоровье водителей. Дело в том, что когда систему «Антисон» начали активно внедрять в «Мосгортрансе», водители стали жаловались на боль в глазах, у некоторых тогда даже зафиксировали ожоги сетчатки. Однако проведенная Роспотребнадзором проверка не выявила никаких нарушений.

Президент ассоциации «Грузоавтотранс» Владимир Матягин считает, что поправки Минтранса являются «очередным лоббированием интересов производителя коробочки», которую затем обяжут ставить в каждое транспортное средство.

По мнению эксперта, пока показания с тахографов снимаются инспекторами ДПС, у водителей всегда будет возможность «договориться», независимо от того, что показал прибор. В реальной жизни водители грузового транспорта не соблюдают установленные нормы вождения, а едут по дороге, пока им не захочется спать.

Ранее стало известно, что в МЧС занимаются разработкой нового ГОСТа, который будет регулировать «карту спасения» — индивидуальную инструкцию для каждого водителя в стране, которая содержит рекомендации для экстренных служб, помогающие понять, как обращаться с авто в случае ДТП при спасении водителя и пассажиров.



";