Компенсации пострадавшим в ДТП по ОСАГО хотят увеличить в 4 раза
Минфин договорился с профильными ведомствами об изменениях в ОСАГО. Они предусматривают повышение порога по выплатам за ущерб жизни и здоровью, а также запрещают учитывать возраст водителя при расчете компенсации, пишет газета «Ведомости» со ссылкой на близкие к правительству источники.
По их словам, в окончательную редакцию проекта закона хотят внести два предложения, которые уже были согласованы на совещании в министерстве, прошедшем 17 декабря. В нем принимали участие представители Центробанка, Российского союза автостраховщиков (РСА), МВД РФ и Минтранса.
Первая инициатива заключается в повышении лимита выплат за ущерб жизни и здоровью по ОСАГО в 4 раза с 500 тысяч до 2 миллионов рублей. В результате планируется уравнять сумму максимального покрытия по автострахованию с другими видами аналогичных полисов, к примеру, ответственности перевозчиков. На данный момент пострадавшему в результате ДТП с автобусом или каким-то иным видом общественного транспорта выплачивают до 2 миллионов рублей, а при аварии с обычным автомобилем – всего до 500 тысяч рублей.
Вторая инициатива – запретить страховщикам учитывать износ пострадавшего транспортного средства при расчете выплаты на ремонт. Сейчас страховые компании в праве выплатить автомобилистам возмещение либо обеспечить восстановление поврежденного транспортного средства. Во время ремонта износ не учитывается, однако на него приходится не более 10-12% выплат по ОСАГО. При этом сумма прямой компенсации зависит от года выпуска машины. При денежной выплате страховщики могут удержать до 50% стоимости деталей подержанного автомобиля. Средний возраст транспортных средств в России – порядка 14 лет.
Представитель Центробанка отметил, что 9 декабря руководство регулятора обсуждало инициативы со страховщиками. По мнению ЦБ, изменения необходимо проводить в несколько этапов, оценивая их влияние на стоимость страховки.
В Минфине не стали отрицать, что новация приведет к подорожанию ОСАГО, но все равно считают, что выгоды реформы выше эффекта изменения цены полиса. Законопроект хотят подготовить в следующем году.
Как подорожает ОСАГО
Ожидаемое увеличение выплат пострадавшим в ДТП закономерно вызовет удорожание полисов ОСАГО, заявили опрошенные газетой страховые компании и эксперты.
Средняя цена полиса ОСАГО не меняется вот уже почти 3 года и составляет порядка 5,5 тысячи рублей. При этом стоимость средней корзины запчастей в этом году увеличилась на 23%.
ОСАГО не дорожало благодаря индивидуальному расчету тарифов – реформа обострила конкуренцию между страховыми компаниями, и они в результате снизили тарифы для водителей, которые не приносят убытки, пояснили в РСА. В первом полугодии 2021-го скидку за безаварийное вождение получило на 3,3 миллиона автомобилистов больше, чем годом ранее.
Предыдущие этапы реформы не привели к росту среднего тарифа по ОСАГО, напомнила заместитель директора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алла Борисова.
Предложенные инициативы приведут к повышению средней стоимости ОСАГО примерно на 1 тысячу рублей, заявил представитель «Росгосстраха». Наибольший вклад в рост цены внесет отказ от учета износа, добавил заместитель генерального директора СК «МАКС» Виктор Алексеев. Если страховщики перестанут учитывать возраст пострадавшей машины при денежной выплате, то это должно быть заложено в стоимость полиса изначально, считает заместитель генерального директора «РЕСО-гарантии» Игорь Иванов.
Средняя выплата по ОСАГО может увеличиться на 20-50%, оценило «Сберстрахование». Группа страховых компаний «Югория» увидела вероятный рост в пределах 40%. По оценке «Югории», в случае отказа от учета износа полисы ОСАГО подорожают на 35%.
Оценки сильно разнятся, так как страховщики провели расчеты на базе собственных портфелей, пояснил управляющий директор департамента страхования автотранспорта «Ренессанс страхования» Сергей Демидов. По его словам, точно оценить уровень подорожания полиса автогражданки можно лишь по данным всего рынка. Без детальных параметров реформы тяжело дать прогноз, насколько вырастут тарифы. Уже действует «достаточно большой коридор при выборе базовой ставки тарифа» и Центробанк его расширяет, отреагировали в Минфине. На данный момент ведутся актуарные расчеты, чтобы выяснить, на сколько необходимо расширить тарифный коридор, добавил представитель РСА.
При выплате без учета износа важно не допустить необоснованного обогащения водителей, заявил директор департамента урегулирования убытков «Югории» Евгений Степанов. По его словам, возместить ущерб – это привести машину в состояние до повреждения, установить или выплатить стоимость равнозначной по сроку эксплуатации и состоянию детали.
При этом отмена учета износа может привести к росту числа случаев ремонта от страховых компаний, указали в РСА. Увеличение лимита выплат за ущерб жизни и здоровью страховщики поддержали.
Ранее стало известно, что страховые компании могут расторгнуть полис ОСАГОв случае ошибки автомобилиста при покупке полиса через интернет. В частности, поводом для аннулирования договора без возврата денег является неверно указанная категория транспортного средства или ошибка в мощности силового агрегата.
Подписывайтесь на Новости LIVE24.RU и на наш канал в Дзенe. Следите за главными новостями России и Мира в telegram-канале LIVE24.RU.