Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 100.6
106.0

ГИБДД в регионах больше не штрафует водителей за превышение средней скорости

23 сентября, 2021, 10:12
ГИБДД в регионах больше не штрафует водителей за превышение средней скорости
© Мобильный репортер / Агентство «Москва»
Автомобилисты раньше массово жаловались на незаконность такой практики.

Из официального комментария ГУОБДД МВД России, который был представлен в ответ на запрос журналистов, следует, что практика штрафов за нарушение средней скорости действительно прекращена.

В ГУОБДД МВД России пояснили, что используемые на данный момент Госавтоинспекцией формы федерального статистического наблюдения не содержат информации по делам о правонарушениях по ст. 12.9 КоАП на протяженном участке дорожного полотна, зафиксированных в автоматическом режиме. При этом в ведомстве не рассказали, как давно полиция не преследует это нарушение и почему в принципе это перестали делать. В Москве, по данным газеты, такие штрафы не выносятся с конца лета, а в Подмосковье — с мая.

Впервые технологию измерения средней скорости применили на российских дорогах в 2013 году: сначала время проезда автомобиля фиксирует первая камера, а через несколько километров или сотен метров — вторая. В ряде случаев используется каскад из нескольких комплексов. Программное обеспечение вычисляет среднюю скорость машины на участке, после чего выносится штраф. По такому алгоритму до недавнего времени работало порядка 1 тысячи камер. В зависимости от того, насколько превышен лимит, автомобилиста наказывали на сумму от 500 до 5 тысяч рублей. Технологию очень любили использовать в Татарстане, Смоленской и Московской областях.

Однако все эти годы велись споры о законности таких штрафов — в частности, из-за отсутствия самого понятия «средняя скорость» в Правилах дорожного движения. Несколько депутатов даже пытались запретить практику поправками к КоАП, но законопроект так и не приняли.

В апреле этого года вице-премьер РФ Марат Хуснуллин поручил МВД, Минтрансу и Минюсту «проработать» и внести в правительство «предложения по законодательному закреплению ответственности» за превышение средней скорости. Содержание предложений неизвестно. Речь, вероятнее всего, идет о поправках к КоАП, но непонятно, в действующую редакцию или в новый кодекс, который Минюст разрабатывает с прошлого года.

Виктор Травин решение МВД поддержал, отметив, что, согласно ранее изложенной позиции Верховного суда, правонарушения необходимо характеризовать местом и временем совершения: эти данные надо приобщать к материалам с камер. Правонарушение, которое предусмотрено действующей ст. 12.9 КоАП РФ (превышение скорости), не является длящимся, а связи с чем в постановлении обязательно должно быть указано точное время. Практика вынесения постановлений с 2-х камер осложняет само определение территориальной подсудности рассмотрения жалоб на штрафы Госавтоинспекции: участок дороги между камерами может относиться к юрисдикции разных судов.

Несмотря на всю очевидность необоснованного привлечения водителей к ответственности за превышение средней скорости, полицейские в регионах до недавнего времени выносили постановления, а суды в массовом порядке отменяли их, рассказал Травин.

Эксперт по системам фотовидеофиксации Григорий Шухман в свою очередь добавил, что в техническом плане измерение средней скорости является корректным, но только в том случае, если учитывать погрешности и утверждать камеры в качестве средств измерения.

Ранее инспекторы ГИБДД получили право фиксировать опасное вождение и разговоры по телефону в ходе скрытого наблюдения. При этом по новым нормам для этого им не нужно надевать форму. Выявив нарушение, эти сотрудники могут связаться с пешими постами и патрульными нарядами и сообщить об этом.