Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 100.6
106.0

Автоэксперт Афанасьев рассказал, что ждет российский рынок автозапчастей

06 мая, 2022, 10:50
© pixabay.com

Нехватка запчастей, рост цен и надежда на параллельный импорт — член президиума Союза автоэкспертов и оценщиков Андрей Афанасьев в беседе с Autonews.ru рассказал, что сейчас происходит на рынке автозапчастей и что ждет его в недалеком будущем.

По его словам, на рынке небольших независимых оптовых компаний серьезных изменений не наблюдается. Запчасти продолжают поступать, потому что большая их часть шла из стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Были запчасти, которые шли из Южной Африки и Бразилии. Сложности возникли, когда резко подорожал доллар. Вдобавок была непонятная ситуация с контейнерными перевозками, так как сами контейнеры не доходили до нашей страны. Однако у большинства компаний логистику удалось перестроить, поэтому они сейчас работают в новых условиях.

Небольшие фирмы очень гибкие. Когда произошел очередной «идеальный шторм», они быстро среагировали на него и начали перестраивать бизнес. Компании переживают уже не первый такой кризис и прекрасно понимают, как нужно вести себя в подобных ситуациях. Если говорить про крупных официальных импортеров запчастей, то у них наблюдаются проблемы по конкретным брендам, которые приостановили свою деятельность в нашей стране, пояснил Афанасьев.

То, что контейнерные перевозчики отказались обслуживать РФ, конечно, вызвало сложности. Однако существуют альтернативные каналы поставок, которые в данный момент активно развиваются: через Турцию, Грузию или Армению. Ограничения по грузоперевозкам оказали сильное влияние на северо-западное направление. При этом российские южные порты, например, Новороссийск, все еще работают. Там тоже уменьшилась перевалка грузов, но не катастрофично.

Именно поэтому сейчас снова внедряют посреднические схемы через третьи страны. Есть небольшие фирмы, доставляющие товар до территории РФ. При этом эксперт уточнил, что речь идет только о розничном рынке, а не о конвейерных поставках автомобильных запчастей и комплектующих, которые идут на сборочные производства и на крупные сети СТО.

Все это наложит определенный отпечаток, поэтому можно ждать дальнейшего повышения цен. Первое повышение было зафиксировано в начале марта из-за скачка доллара, который оказался очень резким. Он также был вызван ростом спроса и неопределенностью, так как со стороны продавцов наблюдалось непонимание с дальнейшими поступлениями запчастей. Им было невыгодно опустошать склады на волне спроса. Продавцы стали переписывать ценники. Поэтому сейчас можно наблюдать некий откат назад от тех цен, которые установили в начале марта.

На некоторые позиции цены снизились на 20-25% по сравнению с тем, что было в марте. Однако повышение было куда более существенным: на некоторые позиции оно доходило до 50-100%. По подсчетам Афанасьева, если взять первое полугодие 2022-го, то к июню по сравнению с январем повышение цен составит 50-70%. И это при условии, что курс не будет меняться резко.

pixabay.com

На вопрос журналистов, как производятся расчеты за товар, который поступает через страны-посредники, эксперт ответил, что до сих пор есть большое количество кредитных организаций, которые продолжают работать и позволяют производить расчеты. К тому же надо понимать, что большая часть производится с посредниками в государствах, которые не поддерживают санкции против России.

Речь здесь идет не только о неоригинальных запчастях. Минпромторг разрешил так называемый параллельный импорт, позволяющий ввозить в Россию запчасти без защиты товарных знаков. Поэтому отечественные компании смогут через посредников добывать и оригинальные запчасти производителей, которые отказались поставлять свою продукцию в нашу страну, пояснил Афанасьев.

Он добавил, что можно будет ввозить такие запчасти из Арабских Эмиратов, закупая их там у местных импортеров. Почти все европейские премиальные бренды, приостановившие свою деятельность в России, представлены на рынке этой страны.

При этом сами компании могут начать блокировать своим импортерам в других странах подобные сделки с российскими юрлицами. Но до 2012 года, пока в силу не вступил запрет серого импорта, российские небольшие компании беспроблемно закупали запчасти. Даже если сложности возникнут, то их тоже можно будет обойти разделением поставок или регистрацией юрлица в другой юрисдикции. В таком случае покупателем у официального дистрибьютора станет не российское юрлицо, а к примеру, из Казахстана, Армении или любого другого государства-участника Таможенного Союза.

Параллельный импорт может стать выходом для официальных дилеров, которые смогут закупать оригинальные запчасти для автомобилей не только у официальных импортеров, но и у сторонних фирм. На самом деле, дилеры и до этих событий уже прибегали к подобной практике, но это не афишировалось. Какие-то позиции в ряде случаев покупались у сторонних компаний, а не у официальных дистрибьюторов. Теперь некоторые представительства разрешили дилерам использовать запчасти, купленные не у них. Причем, есть те, кто позволил использовать неоригинальные запчасти.

Ситуация на данный момент складывается таким образом, что рынок автозапчастей из рынка потребителя постепенно превращается в рынок продавца. Аналогичное можно было наблюдать в конце 2020-го – вначале 2021-го с рынком новых авто, когда был дефицит и продавцы стали диктовать свои цены и условия покупателям. Нечто похожее произойдет и с рынком запчастей. До конца 2022 года на рынке автозапчастей из-за нехватки можно будет видеть рынок продавца. Объемы, которые были до введения санкций против России, быстро компенсировать не получится. Поэтому цены начнут расти вне зависимости от курса валют из-за того, что увеличатся логистические издержки и маржинальные ожидания продавцов, резюмировал Афанасьев.

Ранее два популярных китайских автомобильных бренда снизили цены на свои новые машины. Эксперты сравнили актуальную стоимость с прайс-листами, которые были опубликованы в начале апреля.