Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 100.6
106.0

Водители в РФ смогут обжаловать штраф онлайн уже в 2021 году

22 марта, 2021, 13:00
Новый инструмент для обжалования штрафов ГИБДД в режиме онлайн получат российские автомобилисты в этом году. Так, с 1 сентября в силу вступят изменения КоАП: водители, которые получили ошибочные, по их мнению, постановления, смогут обжаловать их через портал Госуслуг.

По тому же принципу можно будет обращаться в суды, но лишь в том случае, если у них есть техническая возможность принять такое онлайн-заявление. Причем отказать в рассмотрении жалобы автомобилистам не смогут. Эксперты портала Autonews объяснили, что изменит в жизни водителей такое нововведение, почему его ждали юристы и увеличится ли количество отмененных постановлений.

Штрафы — автоматически, обжаловать — лично



В прошлом году с помощью автоматических комплексов фото- видеофиксации вынесли 145,5 миллиона постановлений, а это на 19,2% больше, чем было в 2019-м. Эксперты такие цифры объясняют увеличением количества камер и расширением списка составов, которые они фиксируют. Например, теперь это не только превышение мгновенной, но и средней скорости, а также нарушение дорожной разметки и даже разговоры по телефону за рулем и непристегнутые ремни безопасности.

При таком значительном росте автоматических фиксаций у водителей до сих пор нет гарантированной возможности отправить жалобу на постановление с помощью современных технологий. До сих пор самым действенным способом отмены ошибочного штрафа был личный визит в отделение ГИБДД. Однако это не всегда удобно, так как постановление может прийти из другого города. Еще один вариант — отправить жалобу «Почтой России». Это заказное письмо, и стоимость услуги обычно соразмерна с минимальным размером штрафа. Если действует скидка 50%, проще уплатить штраф, чем тратить время на отправку и ждать решения.

Отмечается, что формально водители и сейчас могут отправить в отделения ГИБДД претензию через онлайн-приемную. Но такие обращения никак не обязывают сотрудников Госавтоинспекции рассматривать жалобу на постановление и аргументы водителей.

Юрист Дмитрий Дугин в беседе с журналистами пояснил, что инспекторы действуют добровольно: право рассмотреть жалобу и отменить постановление в случае правоты автомобилиста у них есть, а вот обязанности — нет. Часто водителям предлагают приехать в отделения лично или отправить все необходимые документы по почте. Так они могут пропустить все сроки обжалования, утратить право на возможную скидку в 50% и в итоге ничего не добиться.


Что изменится с 1 сентября?



Абсолютно любой водитель, зарегистрированный на Госуслугах, с 1 сентября сможет направить жалобу на постановление, а в ГИБДД в свою очередь будут обязаны рассмотреть ее и вынести решение. Ответ также можно будет отправить в электронном виде. Такой подход сильно сэкономить время и затраты на отправку заказного письма «Почтой России».

Юрист Дугин отметил, что с составлением текста жалобы на штраф справится любой водитель. В случае если произошла ошибка, автомобилистам нужно будет аргументированно изложить свою позицию и приложить доказательства, в том числе фото- и видеоматериалы.

К примеру, если штраф прислали с ошибкой в госномере, можно приложить данные о регистрации транспортного средства, а если водитель не согласен с постановлением за неудачный маневр и есть запись с регистратора, это тоже можно и нужно отправить. В ГИБДД, по мнению юриста, не возникнет никаких проблем с тем, чтобы скачать и просмотреть всю информацию.


Кто будет читать жалобы автомобилистов?



Опрошенные журналистами эксперты и юристы считают, что с появлением такой важности автомобилисты начнут чаще оспаривать постановления. По их словам, одно дело — идти на почту, стоять там в очереди для отправки письма и тратить на это свои честно заработанные, а совсем другое — написать тезисы за пару минут со смартфона и кликнуть по экрану. Тут назревает резонный вопрос: справится ли в ГИБДД с потоком обращений?

Инспекторов ГИБДД для такой работы просто не хватит, и вместо изучения и развернутых ответов автомобилисты станут получать отписки и отказы в отмене постановлений, заметил руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов.

По его словам, после сокращения штата инспекторов возможности у ГИБДД стали ограниченными, а вот число камер и постановлений, наоборот, увеличивается. К тому же через онлайн-приемную поступает множество других обращений, которые не связаны со штрафами. Выходом из такой ситуации могло бы стать создание единого центра обработки подобных жалоб.

При этом юрист Дугин считает, что автомобилисты будут жаловаться «процентов на 20 больше». Однако проблем с обработкой возникнуть не должно, так как все станет удобнее и быстрее, а водители будут видеть, на какой именно стадии рассмотрения находится их жалоба.


Электронное обжалование должно проходить без водителей



Эксперт и юрист Катерина Соловьева уверена, что речь в изменениях в КоАП пока идет лишь о легализации электронного канала для обращений, а этого, к сожалению, недостаточно.

По ее словам, необходимо идти дальше. Если в России штрафы с дорожных камер «штампуют без присутствия водителей», то почему бы решения по очевидным ошибкам не принимать без автомобилистов. Электронное обжалование — это не возможность отправить жалобу, а само ее рассмотрение без присутствия водителя.

Соловьева также отметила, что в суды и ГИБДД даже сейчас можно отправлять отсканированные копии документов. А если жалобу не удовлетворят и придется идти в вышестоящие инстанции, то снова начинается бумажная волокита. В Верховный суд не получится направить жалобу на решения нижестоящих инстанций, если у россиянина не будет бумажных документов, на которых поставлена синяя печать.

В связи с этим юрист предложила «более оперативно подтягивать законы к современной жизни». Однако то, что начало уже положено, она назвала большим плюсом.


Ранее эксперты назвали главные правила переделки автомобиля, которые помогут избежать штрафов. Этот вопрос особенно актуален с учетом введения нового ГОСТа. Так, с 1 июля 2021 года в РФ начнет действовать новый ГОСТ 33670, описывающий необходимые требования для единичных транспортных средств.