13 новых нарушений научатся фиксировать дорожные камеры
В опубликованной документации говорится, что уже в следующем году новые камеры заменят полтысячи устаревших. Срок аренды составляет 5 лет при цене контракта в 3,27 миллиарда рублей. Пока что речь идет лишь о наличии возможности фиксировать большой список нарушений ПДД.
В Центре организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы рассказали, что принимать решение об использовании устройств будут в Госавтоинспекции. Нововведения в скором времени коснутся не только столичных автомобилистов, но и водителей по всей России. Производители дорожных камер отметили, что научить любое такое устройство большинству новых навыков особого труда не составит.
Какие новые нарушения будут фиксировать камеры
В списке новых и пока что непривычных для участников дорожного движения видов нарушений есть поворот или разворот налево не из крайнего положения, проезд и стоянка по велодорожкам, движение мотоциклистов между полос, поездки на мотоциклах без шлемов, а также нарушение правил перевозки грузов или правил буксировки.
Кроме того в перечень вошли нарушение правил пользования телефоном за рулем, движение задним ходом в запрещенных местах, фиксация авто без полиса ОСАГО, фиксация транспортного средства без ТО, нарушение правил стоянки, нарушение правил остановки или стоянки на велодорожке, фиксация авто с незаконной установкой опознавательного фонаря такси на крыше, а также фиксация с незаконной установкой цветографических схем или устройств для подачи специальных световых сигналов.
Общее число камер в Москве после установки новых комплексов останется без изменений – 3,5 тысячи устройств. Причем в некоторых камерах по умолчанию есть указанные в техническом задании функции. Например, 12 комплексов уже следят за движением транспорта на велодорожках.
В ГИБДД Москвы отметили, что запуск новых функций и видов нарушений будет полностью зависеть от ЦОДД.
Штрафы, которые, возможно, начнут приходить водителям
С 1 марта 2022 года камеры начнут фиксировать транспортные средства без пройденного техосмотра — штрафы хотят рассылать раз в сутки. Такие изменения были прописаны в КоАП, поэтому новый штраф выглядит как один из самых актуальных среди перечисленных.
Вдобавок последние годы МВД РФ и Российский союз автостраховщиков (РСА) пробуют запустить совместную базу для фиксации транспортных средств без полиса ОСАГО в автоматическом режиме. Штраф за такое нарушение составляет 800 рублей. Главной проблемой, с которой ведомства столкнулись на пути запуска фиксации, являются постоянные ошибки, возникающие в результате объединения двух баз: в связи с риском оформления ошибочных постановлений данный вид фиксации пока что запустить не получается.
В РСА отметили, что поддерживают концепцию проверки полиса ОСАГО с помощью дорожных камер. Модель обмена данными о полисах была согласована еще два года назад ЦОДД, РСА и ГИБДД.
Камеры научат различать новые нарушения
Процент верно установленных искусственным интеллектом (ИИ) нарушений прямо пропорционален объему примеров, на основе которых обучалась нейросеть, пояснили в Ассоциации производителей дорожных комплексов «ОКО». Там добавили, что на данный момент еще мало практики по отслеживанию перевозки грузов и контроля соблюдения правил буксировки.
Чтобы ввести эту практику в постоянное использование, надо для начала установить четкие критерии, которые будут использоваться для формирования доказательной базы наличия нарушения камерами. После необходимо обучить ИИ выявлять эти нарушения, а это может занять как несколько месяцев, так и лет, отметили в ассоциации.
Представитель компании «Технологии распознавания» Сергей Кусов в свою очередь добавил, что многие из перечисленных функций зависят не от работы камер, а от возможности подключения к базам ГИБДД и РСА. Если говорить про нарушения ПДД, которые связаны с разметкой и разворотами, то эти функции для современных комплексов и нейросетей уже являются стандартными. Чего нельзя сказать о возможности выявления более редких нарушений, к примеру, отсутствия шлема на мотоциклистах.
По мнению эксперта, дорожные камеры можно научить фиксировать движение по трассе задним ходом. Однако Кусов обратил внимание на то, что это нарушение очень редкое. При этом камеры нужно индивидуально настраивать и устанавливать для фиксации каждого отдельно взятого вида нарушения, что в принципе усложнит задачу.
При этом камеры, которые фиксируют более редкие нарушения, вероятнее всего, станут устанавливать точечно — например, движение задним ходом будут фиксировать на съездах и хордах, полагает специалист.
Эксперт в области фото-видеофиксации Григорий Шухман отметил, что фиксация несоблюдения движения по рядам уже достаточно давно применяется в современных комплексах. При этом он спрогнозировал вероятные ошибки с видеоаналитикой, включающей штрафы водителям мотоциклов за езду без шлема и между рядами.
Ранее стало известно, что с 1 сентября 2021 года водители смогут обжаловать штраф дистанционно. Ответ можно будет получить в течение 3-х рабочих дней.
Подписывайтесь на Новости LIVE24.RU и на наш канал в Дзенe. Следите за главными новостями России и Мира в telegram-канале LIVE24.RU.