Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 100.6
106.0

Инфраструктурные инвестпроекты Петербурга не получат развития без федеральной поддержки

05 июля, 2021, 12:36
© pixabay.com
Инвестиционная ситуация в Северной столице на сегодняшний день приблизилась к критической отметке.

Инвестиционная ситуация в Северной столице на сегодняшний день приблизилась к критической отметке. Голованов и Соколов, в компетенции которых находится работа экономического блока, не предпринимают никаких решительных действий, фактически демонстрируя низкую эффективность своей деятельности на занимаемых должностях.

Одной из важнейших проблем в этой сфере является отсутствие выгодных и амбициозных проектов, с помощью которых можно было бы привлечь крупных частных инвесторов, в том числе иностранных. О снижении инвестиционной привлекательности города в медиа пространстве заговорили после прошедшего в начале июня Петербургского международного экономического форума, в ходе которого Северная столица не смогла предложить ни одного крупного проекта. Кроме того, в представленном на ПМЭФ Агентством стратегических инициатив рейтинге инвестиционного климата в российских регионах Петербург потерял четыре позиции, опустившись на восьмое место.

Наиболее остро сегодня стоит вопрос, касающийся инфраструктурных инвестпроектов в транспортной отрасли. Все больше претензий возникает к комитетам Максима Юрьевича относительно развития железнодорожного транспорта, строительства крупных мостов и путепроводов, а также новых станций метрополитена. До 2020 года, согласно программе развития городской подземки, планировалось построить 40 станций, но к указанному сроку были открыты лишь 9.

Как ранее объяснял «Коммерсанту» Соколов, в ближайшей перспективе жителям Северной столицы не стоит ждать и новую кольцевую линию метро, так как ее строительство оценивается не менее чем в 500 миллиардов рублей, и город просто не способен выделить такие средства из бюджета. При этом он отметил, что в федеральный центр подана заявка на закупку порядка 1000 новых вагонов, а также запрошено более 80 миллиардов рублей на финансирование строительства новых станций метро. Однако гарантий, что Москва согласится выделить такие объемы финансирования, нет, а собственными средствами на развитие метрополитена Санкт-Петербург не располагает.

В экспертном сообществе скептически относятся к вероятности увеличения объема вложений в инфраструктурные проекты со стороны частных инвесторов в связи с тем, что в Петербурге уже несколько лет не наблюдается какого-то взрывного развития инвестпроектов. Как заявил генеральный директор инвестиционной группы «РВМ Капитал» Феликс Блинов, реализация многих инфраструктурных программ регионального и муниципального уровней были приостановлены из-за пандемии коронавирусной инфекции.

По его мнению, наиболее жизнеспособными в условиях кризиса являются проекты формата государственно-частного партнерства (ГЧП), так как подобные схемы позволяют равномерно распределять риски между частным инвестором и государством. Но частные инвесторы не видят коммерческих перспектив в Петербурге, и поэтому городу приходится рассчитывать только на федеральную помощь.

Не видит повода для оптимизма в данной ситуации и управляющий партнер адвокатского бюро «Качкин и партнеры», руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП Денис Качкин. По его словам, отдельные проекты, такие как Широтная магистраль скоростного движения, развиваются только благодаря федеральной поддержке.

«В остальном, по меткому выражению одного нашего клиента, профессионального инфраструктурного инвестора, сегодня все решения по петербургским проектам принимаются в Москве», – цитирует эксперта издание «Деловой Петербург».

Роман Голованов признал, что на фоне сложившейся экономической обстановки и «катаклизмов» 2020 года наблюдается замедление темпов инвестиционной активности, и наиболее очевидно это сказалось на инфраструктурных объектах, связанных с транспортным передвижением.

«Чтобы пройти сложное время с минимальными потерями, мы будем продолжать активно взаимодействовать с предпринимателями. В настоящее время, в том числе и с участием Комитета по инвестициям, прорабатывается возможность получения Санкт-Петербургом инфраструктурных кредитов», – заявил Голованов.

Несмотря на утверждение главы инвестиционного комитета, никакого «активного взаимодействия» по факту не наблюдается, а вся деятельность ведомства сопровождается чередой финансовых провалов. СМИ неоднократно писали, что системный кризис в комитете Голованова объясняется отсутствием актуальной инвестиционной стратегии, низкой инициативностью по инвестпредложениям, бюрократией и низкими темпами проработки концессионных соглашений по ГЧП. Чиновники предпочитают уделять больше времени объяснению причин неудачных проектов, а не заниматься созданием комфортных условий для их реализации.

Ранее в прессе появлялась информация о возможных кадровых перестановках, которые могут коснуться не только Комитета по инвестициям Голованова, но и всего блока, подконтрольного вице-губернатору Соколову. В Смольном, где уровень недовольства деятельностью Романа Алексеевича и Максима Юрьевича сегодня достигает пиковой отметки, уже рассматривают данный вопрос. На чиновников возлагали большие надежды, учитывая долгий опыт работы Голованова в комитете и федеральный опыт Соколова, но отсутствие инициативности в вопросе устранения накопившихся проблем и неспособность самостоятельно, независимо от федерального центра, принимать решения по петербургским инвестпроектам вызывают серьезные вопросы к их уровню компетентности в области инвестиционной политики.

По материалам СМИ