Skip to main content
25 апреля, 2024
$ 92.51
98.91

Большие города берут на вооружение опыт Москвы по строительству ТПУ

21 ноября, 2022, 22:44

Опыт интеграции новых транспортных объектов в городское пространство Москвы привлекает внимание всё большего числа российских мегаполисов. Оказывается, проблемы транспортной системы у них зачастую одинаковы, и наработки столицы можно применять повсеместно. 

© mos.ru / Максим Денисов
Станция метро «Фонвизинская»

Жители российских городов не устают удивляться тому эффекту, который оказывает на развитие столицы появление транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Если изначально они были рассчитаны просто на повышение комфорта пассажиров общественного транспорта, которым не было необходимости перебегать улицу, чтобы пересесть с метро на автобусы или электричку, то очень быстро вскрылись и дополнительные плюсы. ТПУ смогли разгрузить дороги, дали мощный импульс к развитию районов, где они были возведены, плюс тысячи новых рабочих мест и огромные инвестиции. Понятное дело, что в крупных городах заинтересовались в эффекте от строительства таких хабов, столичный опыт сегодня многие хотят перенять.

В этом году транспортная система города обновляется безостановочно: открыли новые вестибюли станций метро и первого Московского центрального диаметра в составе ТПУ «Окружная», крупнейшим узлом на юго-востоке стала ТПУ «Печатники», заработала технологическая часть ТПУ «Нижегородская». В последнем случае пересадочная зона связала МЦК, подземку и железную дорогу Горьковского направления. Под этой же крышей разместилась и служба московского метрополитена. Комплексный подход к возведению узлов позволяет строительство новых хабов совмещать с благоустройством городской среды вокруг них. Это также привлекает внимание регионов. Представители АО «Мосинжпроект» рассказали, что в марте их объекты посетили сотрудники екатеринбургской администрации. В Самаре, Тольятти, Новокуйбышевске также построят объекты, облегчающие жизнь пассажиров. По мнению заместителя главного директора компании Антона Жиганова, московский опыт будет интересен любому городу-миллионнику. Проблемы развития транспортной системы мегаполисов стандартны, а богатый столичный опыт позволил обкатать схемы их решения и дополнил собственными ноу-хау, позволяющими развивать городскую среду.

Санкт-Петербург тоже не мог игнорировать успехи российской столицы. При этом местные предприниматели обращали внимание и на иностранный опыт. Необходимость появления ТПУ во втором по численности городе страны признали ещё 8 лет назад. А в прошлом году администрация города заключила соглашение с компанией «Мегалайн», согласно которому инвестор должен был к 2030 году построить 61 транспортно-пересадочный узел. В первую очередь планировалось возвести ТПУ на крупных станциях метро: «Гражданский проспект», «Улица Дыбенко», «Старая Деревня», «Парнас», «Проспект Большевиков», «Купчино», «Рыбацкое», «Проспект Ветеранов» и «Шуваловский проспект». При подготовке проекта инвестор принимал во внимание не только столичный опыт создания транспортных хабов, но и наработки азиатов, в частности, компании Nikken Sekkei, которая строила ТПУ в Токио.

Но этим летом Смольный в одностороннем порядке разорвал соглашение. И хотя руководство города продолжает декларировать, что узлы завяжутся, теперь совершенно не понятны сроки их возведения. Как тут можно ориентироваться на год открытия, когда не известен даже инвестор, способный потянуть такой масштабный проект. Сам «Мегалайн» полученный опыт, в том числе от изучения японских инноваций, всё же использует на практике. Компания договорилась с правительством Ленинградской области, и сейчас разрабатывает проект большого транспортно-пересадочного узла «Кудрово», который станет для региона первым проектом такого плана.

В состав будущего ТПУ войдут: межрегиональный автовокзал рассчитанный на 1 800 пассажиров, многоуровневый перехватывающий паркинг объемом свыше 1000 машино-мест, комфортные зоны посадки-высадки пассажиров местного и пригородного автобусного сообщения, специальные места для посадки-высадки пассажиров такси, теплые места ожидания, объекты общественного питания и попутного обслуживания, туалеты, комнаты матери и ребенка, охраняемые места для велосипедов, а также современные общественные пространства и общественно-деловая застройка,

рассказал генеральный директор «Мегалайн» Геннадий Корупятник.

Стоимость проекта составит около 20 млрд рублей, при этом деньги из регионального бюджета использоваться не будут, инвестор обещает возвести объект самостоятельно. Помимо повышения транспортной доступности и разгрузки дороги из Кудрово в Санкт-Петербург, Ленобласть получит около 900 рабочих мест. 



";