Skip to main content
17 сентября, 2024
$ 91.14
101.2

Зачем памятники Пирогову и Сеченову одевают меховые шапочки: обзор столичных скульптур легендарным врачам

02 декабря, 2019, 8:48

Фотографироваться на фоне монументов – занятие, уже давно обретшее негласный статус поистине народной русской забавы. Тем ценнее любые попытки внести нечто новое в поднадоевшую традиционную схему. Благо, форма всевозможных сетевых флешмобов сподвигает наших соотечественников предаваться все более и более изощренным способам увековечить себя на фоне знаменитых памятников.


Одним из недавних трендов для поклонников внутреннего туризма стали фото с памятниками представителям одной из самых почетных и необходимых профессий – врачам. Дополнительным фактором для популяризации нового формата «фото из путешествий» стала однозначная насыщенность столицы мемориалами, скульптурами и памятными знаками, посвященными московским эскулапам.


О самых популярных из них – читайте в нашем экспресс-путеводителе.


Петр I и доктор Николай Бидло Леонида Баранова

Госпитальная площадь, дом 3


Скульптурная композиция, посвященная оглашению указа об открытии в Москве первого постоянного госпиталя с медицинской школой находится  во внутреннем дворе Главного военного клинического госпиталя имени академика Н.Н. Бурденко. Событие, в честь которого воздвигнут монумент, носит поистине уникальный характер.

 


В госпитале пытались выучить «на доктора» с нуля. Это оказалось не простой задачей даже для матерых заграничных преподавателей.

Известны случаи, когда некоторые иностранцы даже капитулировали перед русскими «учениками» и заявляли, что наши соотечественники просто на генетическом уровне не могут усвоить обширные знания, без которых немыслима профессия врача.

 

Так, из полсотни принятых на учебу человек, по словам Бидлоо, «шесть умерло, восемь сбежали, один за невоздержание отдан в солдаты». Но все это стоило того, потому что уж те, кто остались… «стали отличными докторами».

 

Возможно, именно поэтому до 1710 года Лефортовский госпиталь был единственным в стране государственным стационарным лечебным учреждением.


Памятники Николаю Пирогову и Ивану Сеченову

Большая Пироговская улица, дом 2/6


О профессиональном мастерстве Николая Пирогова ходили легенды. Именно ему удалось сделать хирургию настоящей наукой, а также разработать основы таких направлений, как военно-полевая и оперативная хирургия, топографическая анатомия.

 


Пирогов стал первым использовать анестезию во время операций и накладывать гипсовые повязки на зоны переломов. Памятник Николаю Пирогову считается первым памятником в столице, который посвящен врачу. Он находится на Большой Пироговской улице (дом 2/6). Скульптор Владимир Шервуд изобразил мастера с человеческим черепом в руке. По замыслу ваятеля такая деталь призвана символизировать анатомию.

 

Недалеко от этого места расположили скульптурный бюст Ивана Сеченова.

 


 

Скульптор Лев Кербель долго работал над тем, чтобы создать у зрителей впечатление реального присутствия ученого. По мнению большинства созерцателей, находясь рядом с монументом действительно возникает впечатление, будто врач стоит за кафедрой. В 1955 году именем Сеченова назвали медицинский университет в Москве.

 

Оба памятника связаны с одной из самых добрых и веселых традиций столичного студенчества. Выпускники МГМУ имени И.М. Сеченова ежегодно «оказывают  неотложную помощь» монументам Николая Пирогова и Ивана Сеченова.

 

Утром – после очередного выпускного – экс-студенты отправляются на Девичье поле и надевают на головы «гранитным коллегам» медицинские шапочки. После этого они обматывают выступающие части памятников бинтами или туалетной бумагой. Местные жители давно привыкли такому сезонному декору знаменитых скульптур, поэтому часто намеренно оказываются в выпускную пору неподалеку – чтобы сделать селфи.


Бюст Федора Гааза

Малый Казенный переулок, дом 5


Федор Петрович Гааз вошел в историю медицины не только как врач, лечивший воинов прямо на поле битвы, но и как неравнодушный, радеющий за свое дело человек и настоящий гуманист.


 

 


После окончания войны с Наполеоном Гааз стал заниматься помощью нуждающимся – часто раздавал медикаменты больным, лечил арестантов и их детей. Неслучайно народ стал называть его «Святым доктором».

Образом Гааза даже впечатлился Федор Достоевский – эпизод из романа «Идиот» является прямым тому подтверждением (старичок-генерал и его благотворительная деятельность).


Также Гааз на свои средства открыл первую в столице больницу для бездомных.


На монументе, посвященном легендарному врачу, увековечены слова, которые в полной мере олицетворяли истину, непреложность которой Федор Гааз доказал своей жизнью: «спешите делать добро».

 

Памятник хирургу Александру Вишневскому

Большая Серпуховская улица, дом 27


Монумент, посвященный хирургу и создателю формулы одной из самых знаменитых  в народе лечебных мазей, Александру Вишневскому считается уникальным.

 

Скульптура Сергея Коненкова представляет из себя фигуру врача, сидящую на необычном постаменте – необработанной каменной глыбе. По замыслу Коненкова, фигура героя композиции должна передавать сложную гамму чувств врача после финала тяжелой многочасовой операции. Вишневский скульптора одет в рабочую одежду – медицинский халат и фартук. Его рукава закатаны, а руки в изнеможении лежат на коленях.


В 1948 году институт хирургии, в котором работал Вишневский, назвали его именем.