Зеленский взял курс на «откровенную дипломатию»
Журналист отмечает, что принцип «о чем бы ни переговариваться, лишь бы не переговариваться» начинает наскучивать не только стране, находящейся в остром конфликте с Украиной, но и ее союзникам. В Киеве начали это замечать. Поэтому президент Владимир Зеленский недавно заявил, что не имеет ничего против мирных соглашений, но переговоры должны проходить в открытом формате, а не «за кулисами». Примечательно, что примерно раз в месяц украинский лидер говорит либо том, что переговоров с Москвой не будет, либо о том, что в целом Киев не против, а дальше выкатывает ряд невыполнимых условий для организации этих переговоров.
На это обратил внимание и пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Во-первых, он отметил, что «в вопросе переговоров с Россией у украинских властей семь пятниц на неделе». А во-вторых, Песков напомнил Зеленскому и всей его компании, что в международной практике подобные переговоры никогда не проводились публично.
«<…> таких переговоров не бывает»,
подчеркнул он.
И это не очередная «прихоть Кремля», а общепринятые принципы дипломатии. Публичным, как правило, бывает оглашение итогов переговорного процесса, но само обсуждение происходит в рамках закрытой серии встреч. Это объясняется и самой природой переговоров, которые предполагают обсуждение компромисса между двумя сторонами. Изначально они обе выступают с собственными требованиями, но в ходе обсуждения приходят к итогам, которые будут наиболее выгодны и близки к их первоначальным позициям. Причем сам процесс переговоров дело небыстрое. В конце концов, оглашают только окончательный итог, заранее утвержденный обеими сторонами. Обычно на публику не выносятся даже промежуточные решения.
Но Зеленский не первый политик в мировой истории, кто заявляет о необходимости открытых переговоров. Хотя вполне возможно, что украинский президент именно на это и рассчитывал. В ноябре 1917 года большевики приняли Декрет о мире, в котором в том числе говорилось об отмене «тайной дипломатии» и намерении «вести все переговоры совершенно открыто перед всем народом». Причем этот призыв был обращен и к мировым лидерам, и некоторые из них его услышали.
В январе 1918 года президент США Вудро Вильсон представил программу «14 пунктов», первый из которых по аналогии с ленинским Декретом гласил о необходимости «откровенной дипломатии» и отказе от «тайных международных отношений».
Но и в случае СССР, и в случае Штатов идея открытых переговорных процессов ограничилась лишь эффектными лозунгами. Версальская конференция, на которой и был оглашен план Вильсона, оказалась самым закрытым дипломатическим мероприятием из всех ранее известных. От переговоров отстранили немецкую делегацию и даже некоторых союзников Антанты. Там же Вильсон заперся в тайной комнате Версальского дворца с Ллойдом Джорджем и Жожом Клемансо, а на входе стоял часовой с ружьем.
«Чтобы никто не помешал открытым переговорам»,
отмечает Соколов.
В советской дипломатии идея открытых переговоров тоже долго не продержалась. Такие известные исторические персоны как Максим Литвинов, Вячеслав Молотов и Андрей Громыко, каждый из которых в свое время занимал пост министра иностранных дел, открытостью не отличались.
Однако если сто лет назад советские и американские деятели руководствовались мыслью о создании нового мирового устройства, но сегодняшнего Зеленского эти идеи вряд ли заботят. Возможно, слова об открытых переговорах – очередная киевская уловка, подразумевающая, что Кремль не согласится на такой формат, а украинские политики тем временем разведут руками и вновь попытаются обвинить Россию в ее нежелании заключать мир.
Подписывайтесь на Новости LIVE24.RU и на наш канал в Дзенe. Следите за главными новостями России и Мира в telegram-канале LIVE24.RU.