Военные и эксперты спорят о главном нововведении СВО
Использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в конфликте между Россией и Украиной кардинально изменило ведение боевых действий. Исчезло понятие «тумана войны», а многие ранее актуальные идеи утратили значимость. Генштабы по всему миру теперь пытаются понять, насколько это новая реальность.
Первым сигналом стала популярность турецких беспилотников Bayraktar, провозглашенных «чудо-оружием». Однако их эффективность быстро снизилась из-за российской системы противовоздушной обороны. К весне 2023 года Киев почти полностью лишился этих дронов.
Bayraktar показал, что крупные и дорогие БПЛА легко уничтожаются эшелонированной ПВО и не могут применяться массово. Затем в моду вошли более дешевые и менее заметные коммерческие коптеры, которые улучшили аэроразведку и предоставили возможность наблюдать за полем боя в режиме онлайн.
FPV-дроны, управляемые «от первого лица», позволяют поражать танки в слабо бронированные части, изменяя традиционные представления о маневренной войне. Для защиты от таких беспилотников используются танки с наваренными сетками.
FPV-дроны по соотношению «цена — эффективность» превосходят другие виды вооружений. По словам опрошенных РИА Новости экспертов, беспилотники — единственная область, где у Вооруженных сил Украины (ВСУ) нет отставания от ВС РФ. Киев хочет произвести миллион БПЛА в 2024 году и уже создал так называемую «коалицию дронов», в которую вошли порядка 20 стран, в том числе Великобритания, Нидерланды, Германия и др.
Начальник штаба Сухопутных сил Франции Пьер Шилль в беседе с Defense News заявил, что сейчас на долю FPV в российско-украинском конфликте приходится около 80% пораженных целей, хотя два года назад их не было вообще.
Кроме того, на Украине решили создать отдельный род войск — Силы беспилотных систем. Также по линии соприкосновения действуют отдельные группы операторов дронов.
Американцы быстро отреагировали на это. В мае в конгресс внесли законопроект о создании Корпуса беспилотной авиации в ВС США для БПЛА весом до 300 килограммов, в то время как более крупные беспилотники останутся в ВВС.
С учетом меняющегося характера войны армия нуждается в профессиональном корпусе дронов, заявил в комментарии Breaking Defense подполковник Роберт Солано.
Правда, у такого подхода есть противники, в том числе заместитель командующего армией США Гейб Камарильо, который считает, что выделение БПЛА в отдельный род войск — это неправильное решение. По его словам, дроны и средства борьбы с ними должны быть у всех родов войск на разных уровнях.
В администрации президента США Джо Байдена тоже считают, что корпус дронов будет слишком узкоспециализированным и «недостаточно гибким», пишет Defense Scoop.
Власти столкнулись с дилеммой: с одной стороны, централизованный анализ опыта и облегчение бюрократии, а с другой — сложности адаптации операторов БПЛА под задачи других подразделений.
Одно можно сказать точно: беспилотники радикально изменили представления о современной войне. Гонка производителей и конструкторов БПЛА во многом определит исход конфликта между Россией и Украиной.
Ранее LIVE24 сообщало, что у ВСУ появился беспилотник, который может долететь до Сибири.
Подписывайтесь на Новости LIVE24.RU и на наш канал в Дзенe. Следите за главными новостями России и Мира в telegram-канале LIVE24.RU.