Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 100.6
106.0

«Сумасшедший Иван»: как советские подводники доводили американских «коллег» до нервного срыва

13 февраля, 2022, 13:59
© pixabay.com

Секреты советских подводников американские военные пытались разгадать почти четверть века. История помнит случай, когда желание разгадать замысел «злых русских» едва не привело к катастрофе.

Секретный разворот подлодки

В 75-м году прошлого столетия во время слушаний на Конгрессе США огласили следующую статистику: за все предыдущие годы субмарины НАТО были участниками 110 инцидентов типа столкновений с подлодками СССР или стычек с советскими противолодочными силами. Противовесом американским сонарам и бесшумным двигателям являлись скорость и маневренность субмарин, стоявших на вооружении Советского Союза. Однако такая техника требовала изобретательных и очень смелых командиров, которые были способны на нетривиальные и неожиданные для ВМС США решения. Так повелось, что лучшими противолодочниками являлись хулиганы. Те, кто действовал решительно и местами жестко. Настоящих буйных было мало, и все они стали на вес золота. Командиры Макаренко, Гонтарев, Кудрин и другие уже вписаны в пантеон героев-подводников.

Для командования флота такие люди оказались неудобны и слишком ершисты, но в плане выполнения боевых задач равных им не было. Если уж на то пошло, они представляли собой подводных братьев «главного небесного хулигана СССР» Василия Цымбала, не раз доводившего натовских летчиков до нервного срыва. Аналогичные манипуляции «подводные братья» проделывали с подводниками НАТО.

Подводные лодки Советского Союза

По словам американских подводников, русские отлично путали следы. В этом им нет равных по сей день. Они никогда не работали по шаблону, в отличие от американских военных. За годы противостояния изобрели огромное количество маневров, но самым запоминающимся является «Сумасшедший Иван» (Crazy Ivan). Его также часто называют «Качающийся маятник». Командиры советских субмарин знали, что натовские «коллеги» постоянно садятся им на хвост, но засечь то, что у них «за кормой», они попросту не могли. Использовать это слабое место американцев помог изобретенный русскими подводниками финт — разворот на 180 градусов. Это сбивало спесь с противника, который в результате начинал вести себя гораздо осторожнее.

Бывший командир USS Lapon (SSN-661) класса «Стерджен» Честер Мак отметил, что он однажды был вынужден следить за советской АПЛ в течение 1,5 месяцев. Тогда Мак и узнал, что русские подводники делают «Качающийся маятник» один раз в полтора часа.

В своих мемуарах он окрестил этот финт «настоящим парным танцем», в котором каждый из партнеров весит по 6 тонн.

«Сумасшедший Иван»

Данные о столкновениях подлодок СССР и США долгое время хранились под грифом «секретно». Подобные инциденты и в наше время относятся к разделу «строго конфиденциальной информации». АПЛ К-108 называли «Черная Ляля» из-за цвета и в честь одноименной исполнительницы популярной в те годы у тихоокеанцев композиции, пишет Лайф.

Борис Багдасарян, один из первых выпускников Нахимовского училища, относился к тем самым хулиганам и любил практиковать «Сумасшедшего Ивана». В 1969 году он командовал «Черной Лялей». Вторым участником «дуэли» стала атомная субмарина Tautog типа «Стерджен» (SSN-639), командиром которой являлся Бьюл Балдерстон, получивший рекомендацию и назначение на флот от отца американского атомного подводного флота Хаймена Риковера. Именно Риковер — единственный из руководства, кто смог себе позволить сказать Рейгану в лицо: «Вы мужчина? Вы можете самостоятельно принимать решения?». Правда, за это его после 63-х лет карьеры уволили. Однако Балдерстон был не так крепок и суров, как его наставник.

Жмурки под водой

Советская подлодка К-108 проекта «675», которая следила за американскими кораблями в Баренцевом море летом 1970-го, иногда делала «Сумасшедшего Ивана» на глубине 40 метров. Американская SSN-639, висевшая у нее на хвосте, периодически всплывала и, напротив, погружалась, чтобы не дать себя обнаружить. В 05:40 утра во время одного из таких маневров американцы выплыли на перископную глубину в 10 метров. Горизонт оказался чист, по радиосвязи никаких данных не поступило. В это же время Балдерстон наблюдал за странными маневрами «Черной Ляли», как неожиданно услышал доклад акустиков: «Русские пропали, сэр!».

Выяснилось, что «Черная Ляля», акустики которой расслышали американских преследователей, быстро погрузилась на глубину в 55 метров и, совершив разворот, «рассекла» толщу воды сигналом сонара, давая понять преследователям, что их обнаружили.

После акустического контакта подлодка совершила еще один разворот с погружением и начала уходить от преследования. В 05:54 раздался удар. Американская субмарина, пытаясь настигнуть уходящую на глубину К-108, врезалась ей в корму, повредив главный стабилизатор. «Черная Ляля» тут же «продула балласт», но все равно продолжала погружение. К тому времени, когда акустик заявил, что засек звук стравливаемого воздуха, Багдасарян уяснил, что произошло столкновение с АПЛ противника.

В результате на одном работающем винте К-108 всплыла, но вместо сигнала торпедной атаки акустики доложили капитану, что слышат «шум удаляющейся субмарины». Командир SSN-639 судьбу искушать не стал, поскольку подумал, что носовая часть подлодки повреждена и надо сворачивать операцию. Прибывшая в Перл-Харбор подлодка выглядела ужасно. Этот инцидент так сильно напугал Балдерстона, что он больше никогда не участвовал в боевых походах. Через 7 лет после этого командир SSN-639 бросил службу на флоте и подался в баптистские проповедники.

Хулигану Багдасаряну тогда повело: его отчитали на партийных комиссии за самоуправство. Еще Багдасаряна лишили направления в академию, которое требовалось для карьерного роста, то есть на его продвижении по службе был поставлен крест. Правда, это совсем не помешало ему исполнять обязанности командира корабля. Он превратился в настоящего неформального лидера и заработал авторитет среди всех подводников.

С 1970 года натовские субмарины больше не приближались к советским подлодкам. С усовершенствованием гидроакустического оборудования необходимость в «Сумасшедшем Иване» отпала, но писатель из США Том Клэнси, который узнал о том, что творили русские в то время, был так впечатлен, что сделал советский маневр одним из ключевых элементов сюжета в романе, получившем название «Охота за “Красным Октябрем”».

Ранее обозреватель Крис Осборн заявил, что новые подводные лодки с гиперзвуковыми ракетами российского производства могут представлять серьезную угрозу для НАТО. Он считает, что гиперзвуковое оружие очень опасно независимо от способа запуска.