Skip to main content
19 апреля, 2024
$ 94.09
100.5

Российские власти объяснили «приземление» IT-компаний поведением Google и TikTok

24 мая, 2021, 11:00
В России могут принять так называемый закон «о приземлении».
© pixabay.com

В пример Кириенко привел ответ ООО «Гугл» Роскомнадзору о том, что данное юридическое лицо не имеет отношения к Google LLC, к которой у властей как раз были вопросы, и не может отвечать за ее действия. По данным СПАРК, «Гугл» принадлежит Google International LLC, а головной компанией является Alphabet Inc.

В отношении TikTok Кириенко привел в пример рекомендации политического контента, когда соцсеть «массово предлагала его детям 14 лет». Тогда рекомендации выдавали политконтент пользователям, ранее не интересовавшимся этой темой, а когда власти начали задавать вопросы руководству сервиса, выяснилось, что представительство TikTok в России не имеет юридических полномочий.

В Государственную Думу был внесен законопроект «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории России». Он призван регулировать деятельность иностранных компаний, чьи сайты с территории нашей страны посещает более полумиллиона человек в сутки.

Владельцы таких сервисов обязаны с 1 января 2022 года создать в РФ филиал, представительство или юридическое лицо, которое будет рассматривать обращения россиян, а также исполнять решения судов и государственных органов, которые будет приняты в отношении компании. К тому же они займутся ограничением доступа к запрещенной российским законодательством информации. Кроме того, подпадающие под действие законопроекта фирмы обязаны будут зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора и взаимодействовать через него с ведомством.

Если иностранная компания откажется исполнять эти требования, то в ее отношении будет принято несколько мер воздействия. В частности, власти запретят размещать рекламу на этом ресурсе, как и рекламировать его, а также ограничат сайт в поисковой выдаче и введут запрет на трансграничную передачу данных. Может дойти даже до полного ограничения доступа.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что большую долю российского рынка занимают иностранные компании: поисковую систему Google выбирают порядка 56% пользователей из России, а видеохостинг YouTube является третьим по популярности сайтом в нашей стране, который в месяц посещают 44 миллиона человек. Второе и третье место по популярности среди соцсетей занимают Facebook (порядка 16% аудитории) и Twitter (примерно 14% аудитории). При этом Facebook, Inc. и Twitter, Inc. не имеют в России представительств, а действующие в стране ООО «Гугл» и ООО «Эпл Рус» не являются официальными представительствами своих материнских компаний.

Один из авторов законопроекта депутат Госдумы Антон Горелкин ранее отмечал, что под его действие «обязательно подпадут» Facebook, Instagram и WhatsApp, Twitter, TikTok, а также рекламный сервис Google AdWords и YouTube, Viber, Telegram, Steam и World of Tanks.

Присутствовавшая на IT-завтраке директор по взаимодействию с госорганами Google в РФ Марина Жунич заявила, что российское юридическое лицо постоянно находится на связи с РКН и глобальным офисом, а также что компания удаляет 93% того, что требуют власти.

По ее словам, Россия входит в первую тройку стран, от которых приходит наибольшее число просьб об удалении контента. Из отчета Google следует, во втором полугодии прошлого года корпорация получила 18,7 тысяч обращений от российских властей, большая часть из которых была связана с нарушениями авторского права (51%) и вопросами нацбезопасности (19%).

Кириенко в свою очередь отметил, что власти «не устроит, когда имеющиеся здесь люди формально не обладают полномочиями решения вопросов». По его словам, вся мощь, которая сейчас есть у IT-бизнеса, крупных платформ и экосистем, такая, что ее нельзя не регулировать, причем регулирование будет вводиться по всему миру, а не только в России.

Ранее стало известно, что крупные российские компании, в том числе Сбербанк, МТС, «Росатом», «Почта России» и «Вымпелком» выделили из своего состава IT-подразделения, чтобы получить льготы, которые предусмотрены налоговым маневром для IT-отрасли.



";