Skip to main content
23 ноября, 2024
$ 102.5
107.4

Почему США не могут склонить Россию на свою сторону и разрушить ее союз с Китаем

16 февраля, 2022, 18:05
© kremlin.ru

Россия бросила вызов Западу более 200 лет назад, и европейские, а после и американские политики придерживались по отношению к ней разных подходов, а с появлением на карте СССР опасения только возросли. Хотя перед лицом так называемой «китайской угрозы» некоторые политические деятели подчеркивают необходимость включения РФ в состав НАТО, и это, в частности, входило в планы бывшего президента США Дональда Трампа, инициатива была обречена на провал, пишет британское издание Al-Quds.

По словам автора материала, после окончания Второй мировой войны некоторые мыслители в области международных отношений и американские военные стратеги работали в рамках четкой повестки дня, и согласно ей, СССР, а затем и РФ, рассматривались в качестве угрозы национальной безопасности США. Если изначально опасения Америки и Европы были вызваны исключительно принятием Москвой коммунистической идеологии и приверженностью ее распространению в мире, то после распада СССР причиной стала политика новоиспеченного на тот момент президента Владимира Путина по восстановлению былого престижа своей страны. Данная политика было во многом обусловлена расширением НАТО в сторону российских границ. В Кремле, который выступает против США по ряду сложных вопросов, таких как война в Ираке и Сирии, увидели доказательства в поддержку данной политики, где сейчас опасной стадии достиг украинский кризис, а он, в свою очередь, угрожает большому количеству стран Восточной Европы.

Однако пару лет назад наряду с давней идеей о российской угрозе начало формироваться другое мнение. Так, наблюдая за подъемом КНР, которая представляет реальную опасность для мирового господства американцев, стратеги призывают к необходимости работать над включением России в западные ряды, то есть это поможет дистанцировать ее от Китая, так как последний обладает экономической мощью, а она уже может решить проблемы РФ и предоставить невоенные промышленные технологии для развития страны.

Успеха в продвижении альтернативного видения не достигли из-за двух факторов. Первый – склонность американского истеблишмента держаться за старую политику на российском направлении и пресекать любые попытки ее изменить. Второй – отсутствие усердия в работе «мозговых центров» по выдвижению смелых идей и гипотез на этот счет, так как большая часть таких американских центров аффилированы с влиятельными кругами, а они как раз и представлены истеблишментом.

Выборы президента США в 2016 году стали кульминацией противостояния двух подходов, когда Хиллари Клинтон призывала к большей жесткости в отношениях с Москвой, считая ее наследницей СССР, в то время как Дональд Трамп говорил о гибкости и предпочел выбрать стратегический диалог, рассматривая РФ как новую страну, которая в большей степени склонна к сотрудничеству с Западом, нежели к конфронтации.

Второй подход наблюдался на примере государств Европы, в том числе Германии, Франции и Великобритании, с которыми Россию связывают напряженные отношения на протяжении всей ее истории. Экс-директор британской внешней разведки МИ-6 Джон Соэрс по этому поводу в интервью BBC в 2016 году сказал, что за последние годы Запад не прилагал необходимых усилий для установления стратегических отношений с РФ. То есть, вместо конфронтации преобладали диалог и смягчение позиций.

Администрация Трампа — пока что единственный игрок, который пытался изменить отношения с РФ и ее геополитическое видение. Бывший президент и его помощники хотели реализовать программу, которая состояла из 3-х основных пунктов: сдерживание влияния Китая в мире в целях сохранения лидерства США; сближение с Москвой и удержание ее от развития сотрудничества с Пекином; ограничение притока мигрантов из Мексики как угрозы единству американской нации.

Укрепление российско-американских отношений стало центральным пунктов в программе администрации Трампа, что объясняет сближение бывшего американского лидера с Путиным и уклонение от антироссийских мер. Несмотря на популизм, политика Дональда Трампа являлась попыткой сформировать новый истеблишмент и порвать со старыми властными кругами. К тому же он пользовался поддержкой со стороны некоторых групп военной элиты.

Какими являлись основания для политики сближения? Во-первых, общее между Западом и РФ — принадлежность к христианству. Во-вторых, Москва помогает Пикину развивать свою военную мощь и даже поставляет ему вооружение, а если западный план склонить Россию на свою сторону увенчается успехом, то Китай увеличит военный потенциал намного позже. В-третьих, превращение РФ в западную, или очень близкую к Западу державу сделает ее своеобразным рычагом для сдерживания китайского влияния в азиатском регионе. В-четвертых, раскол между КНР и Россией оставит Пекин в одиночестве в Совете Безопасности при попытке оказать влияние на решение острых международных вопросов.

Политика Дональда Трампа не увенчалась успехом. Ситуация ухудшилась вплоть до того, что его обвинили в обслуживании российской политической повестки. Несмотря на критику со стороны американской политической элиты и СМИ в адрес Трампа, они признают, что он действительно мог противостоять Китаю с помощью санкций в отношении этой страны. Именно это заставило нового президента США Джо Байдена продолжить политику своего предшественника на китайском направлении.

В Сейчас Россия ставит НАТО в тяжелое положение, навязывая новую военную реальность в Восточной Европе. Это наблюдается на Украине, а позже, возможно, затронет Румынию, Болгарию и Польшу. К тому же крепкий российско-китайский союз с лишь ускорит движение КНР к мировому господству. Теперь в центрах принятия решений в Америке очень тихо говорят, что лучше переманить Россию на свою сторону, чем оставлять в руках Китая.

Между тем, напряженность между Украиной и Россией растет с каждым днем. СМИ все чаще пишут, что российский лидер Владимир Путин буквально балансирует на грани войны. Никто не может с уверенностью сказать, какой шаг президент предпримет дальше. Тем не менее, как утверждают западные журналисты, становится ясно, что военный конфликт – не главная и не единственная цель Путина.