Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 100.6
106.0

Что стало отправной точкой войны в Донбассе

02 мая, 2022, 11:19
© pixabay.com

Прошло уже 8 лет с момента жестоких столкновений сторонников и противников Евромайдана, в результате которых загорелся одесский Дом профсоюзов. Этот пожар по количеству жертв стал одним из крупнейших: тогда скончались 42 человека. Обозреватель РИА Новости Андрей Коц рассказал о событиях 2 мая 2014 года и их исторических последствиях.

Предчувствие войны

К началу мая 2014-го на Украине уже ощутимо тлело. Сторонники независимости от новых киевских властей провозгласили ДНР и ЛНР, на юго-восток с запада потянулись эшелоны с бойцами ВСУ и техникой, в городах участились уличные столкновения между противниками и сторонниками «революции гидности», а в Киеве открыто формировали военные подразделения националистов.

Первая кровь грядущей гражданской войны пролилась 20 апреля, тогда на этот день выпала Пасха. Диверсионная группа «Правого сектора»* атаковала блокпост ополчения ДНонецкой народной республики под Былбасовкой, что недалеко от Славянска. скончался местный житель. Но даже тогда мало кто верил, что скоро начнется что-то по-настоящему серьезное и счет жертвам пойдет на тысячи.

Трагедия в Одессе поделила историю Украины на «до» и «после». К концу апреля в этом городе сложились два центра общественно-политической активности. Пророссийские активисты, участники так называемого «Антимайдана» разбили на Куликовом поле палаточный лагерь. Сторонники новой власти собирались у памятника градоначальнику Дюку де Ришелье.

Уличные стычки

У обеих сторон появились свои силы самообороны. Между ними периодически возникали столкновения, но без большой крови. Однако 2 мая полыхнуло. Тогда на одесский железнодорожный вокзал прибыло сразу несколько сотен ультрас харьковского «Металлиста», который в этот день должен был играть с местным «Черноморцем». Фанаты поддерживали дружеские отношения и вскоре объединились с евромайдановцами, чтобы пройти «маршем единства Украины», который начинался от Соборной площади и заканчивался у стадиона.

Сторонники «Антимайдана» увидели в этом угрозу — футбольные ультрас являлись главной ударной силой госпереворота, поэтому решили действовать на опережение.

Чтобы не допустить прорыва к Куликову полю, пророссийские активисты встретились на Александровском проспекте, который находится рядом с Соборной площадью. Произошло это ровно в 14:00. Уже через 30 минут начались столкновения. В ход шло все: биты, арматура, кастеты и пневматика. Также были слышны выстрелы из огнестрельного оружия. Многие в тот день получили ранения, а 6 человек скончались. Правоохранители пытались пресечь беспорядки, но все напрасно.

Антимайдановцы, которые оказались в меньшинстве, отступили на Куликово поле и заняли оборону. Возвели баррикады из всего, что было под рукой, отправили по домам женщин и пожилых граждан, уложили штабелями обломки брусчатки и кирпичей.

Огненная западня

Силы были неравны. К 19:00 праворадикалы взяли лагерь противников в полукольцо, прижав к Дому профсоюзов. В палатки полетели коктейли Молотова. Запасы пополняли неподалеку. Интернет обошли десятки видео: молодые девушки разливают бензин из канистр по бутылкам. Очевидно, для них это была веселая игра.

Правда, антимайдановцам тогда было не до шуток — фанаты наступали, разваливали баррикады и сносили палатки. В результате обороняющимся пришлось выломать двери Дома профсоюзов и занять фойе. В общей сложности там укрылись порядка 380 человек.

«Отступить внутрь для нас было единственным выходом»,

вспомнил антимайдановец Юрий Сенченко.

Он рассказал, что отступающие забаррикадировались и стали готовиться к обороне. Кроме сторонников «Антимайдана», внутри находились обычные люди, многие из которых в принципе не поддерживали ни одну, ни другую сторону. Они просто хотели спастись от беснующейся толпы. Полиция ничего не смогла предпринять. Полетели коктейли Молотова, баррикада загорелась, все попытки погасить пламя оказались бесполезны.

Огонь перекинулся на центральную лестницу и лестничные площадки с тыльной части здания. Люди попали в западню — все выходы из Дома профсоюзов были охвачены пламенем.

«Вместе с коктейлями Молотова в окна забрасывали дымовые шашки»,

рассказал одессит Олег Музыка.

Он добавил, что дышать внутри было практически невозможно, а видимость упала до нуля. Люди начали разбегаться, большинство поднялись на верхние этажи. Ему удалось добраться до четвертого этажа, это и спасло, потому что там можно было хоть как-то дышать.

Тех, кто смог вырваться из горящего здания, праворадикалы избивали, унижали и обыскивали. Однако так себя вели далека не все: некоторые приставляли к окнам лестницы и выносили раненых к подоспевшим каретам скорой помощи. Правда, подобных случаев на общем фоне были единицы.

Пожарные приехали только через 45 минут после возгорания. Когда огонь потушили, спасатели и медики обнаружили внутри 42 бездыханных тела.

После тушения огня в здание вошли праворадикалы, которые снимали все на телефоны и называли погибших «жареными колорадами».

С молчаливого согласия

Следствие по делу о массовом убийстве напоминало фарс. Наказания никто не понес. А многословные выводы, к которым пришла Генеральная прокуратура Украины, можно сформулировать одной фразой: «Они сами себя подожгли». Такой откровенный цинизм властей пророссийские активисты восприняли как призыв к действию.

Военнослужащий армии ДНР с позывным Катанга, коренной одессит, рассказал, что именно события 2 мая подтолкнули его переехать к родственникам в Горловку и вступить в ополчение.

Массовое убийство 42-х человек в Одессе многие называют отправной точкой войны в Донбассе. После этой трагедии конфликт начал нарастать. Через неделю, 9 мая, неонацисты из батальона «Азов» расстреляли как минимум 7-х мирных жителей в Мариуполе.

В это же время ВСУ ударили по Славянску и другим городам. В начале июня ракета с украинского штурмовика убила в Луганске 8 мирных жителей. Гражданская война на территории Незалежной окончательно и бесповоротно вступила в горячую фазу, начало которой было положено 2 мая 2014 года.

*Запрещенная в РФ экстремистская организация.

Между тем, в Киев продолжает поступать западное и европейское вооружение. США направляют ВСУ зенитные комплексы, противотанковые ракеты, беспилотники, гранатометы и другое оружие. Военной поддержкой Украины также занимаются Великобритания, Польша, Германия, Франция и ряд других государств.