Что США готовят в Центральной Азии
В связи с введенными против России санкциями в зоне риска оказалась экономика Центральной Азии — сказываются тесные связи с РФ. В регионе это понимают и, стараясь не испортить отношения со своим северным соседом, поглядывают в сторону Турции, КНР и Соединенных Штатов. Однако если Анкара и Пекин уже давно инвестируют в местные проекты, то с Вашингтоном дело обстоит не так просто, пишет РИА Новости.
Кулуарный визит
В конце весны делегация из США посетила четыре страны Центральной Азии — Киргизию, Казахстан, Узбекистан и Таджикистан. Возглавлял ее помощник госсекретаря по делам Южной и Центральной Азии Дональд Лу. Были среди этой группы представители Пентагона, Совета нацбезопасности, Агентства по международному развитию (USAID) и других американских организаций.
Они встретились с правительственными чиновниками и руководителями крупного бизнеса. Официальная цель звучала так: укрепление отношений Соединенных Штатов с регионом, а также продвижение совместных усилий по созданию более взаимосвязанной Центральной Азии.
Экономические ограничения тоже успели обсудить — в контексте минимизации негативного влияния на экономику региона, а также сотрудничества в инвестиционной сфере. Правда, подробности раскрывать не стали.
Интересно, что это уже не первый визит за весну. Так, в апреле в Киргизию приезжала заместитель госсекретаря по вопросам гражданской безопасности, демократии и прав человека Узра Зея.
Речь на этой встрече шла о некоем новом соглашении о сотрудничестве. Вдобавок говорили о правах человека, продовольственной безопасности и общественной роли женщин.
Благодатная почва
В США уже давно присматриваются к Центральной Азии, однако в свете последних событий переговоры активизировались. Американцы ожидают, что регион ослабит связи с Россией и повернется к Западу.
В Вашингтоне признают, что экономические ограничения уже сказались на экономике и в дальнейшем негативный эффект, скорее всего, усилится. Если богатые ресурсами Туркменистан и Казахстан устойчивы к таким потрясениям, то для других, например, той же Киргизии, последствия более ощутимы.
В регионе не создаются новые рабочие места, при этом население растет. По оценкам аналитиков, в Россию за деньгами едут 3-4 млн человек, а это 10-15% экономически активного населения Центральной Азии.
Старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин отметил, что санкции оказывают влияние на доходах мигрантов и как следствие — на суммах переводов на родину. Резкое снижение, а в худшем случае массовое возвращение мигрантов домой из-за того, что они лишились работы в России, может усилить социальную напряженность.
Хотя портить в этой экономической ситуации отношения с Москвой республики не хотят, отказаться от поддержки Запада они тоже не готовы. Власти дистанцируются от специальной военной операции России на Украине на уровне политических заявлений: они сохраняют нейтралитет и хотят балансировать между двумя геополитическими силами.
Усидеть на двух стульях
Очень показательна финансовая сфера — самая уязвимая для западных санкций. В Казахстане часть активов российских банков заморозили, а филиалы уже передали местным игрокам. Попытки граждан РФ получить в республиканских кредитных организациях карты американских и европейских платежных систем (MasterCard и Visa) местное правительство моментально пресекло после сигналов, данных с Запада.
Притчин отметил, что в экономических отношениях между РФ и странами региона проблема банковских и финансовых операций – одна из самых острых, особенно на бытовом уровне. Это очень серьезный сдерживающий фактор, к примеру, для развития туризма. Российская платежная система «Мир» была одобрена не всеми и не во всех странах.
Почти такая же ситуация с авиасообщением. В связи с риском ареста полученных в лизинг самолетов российские авиакомпании на маршрутах в Центральную Азию используют Sukhoi Superjet, однако этих лайнеров не хватает и количество рейсов сильно сократилось. К тому же несколько местных авиаперевозчиков приостановили полеты в РФ.
А еще есть проблемы с культурными связями. В Киргизии и Туркменистане прекратили трансляцию российских телеканалов. Во всем снова виноваты западные санкции: на международных спутниках заблокировали вещание телеканалов ВГТРК. Символичен отказ от проведения в Казахстане парада на День Победы — в прошлые 2 года из-за коронавируса, теперь — из-за экономии бюджета.
Со своим уставом
Аналитики говорят: пользуясь сложившейся ситуацией, США хотят расширить влияние в Центральной Азии и потеснить Россию с Китаем.
По словам заместителя главы МИД Андрея Руденко, российские капиталовложения в регион к прошлому году достигли 50 млрд долларов, КНР — 40 млрд, из которых 21,4 млрд пришлись на Казахстан.
Если Москва инвестирует все сферы, то Пекин предпочитает инфраструктуру, прежде всего транспортно-логистическую. Осенью начнут стоить железную дорогу Китай — Киргизия — Узбекистан. Председатель кабинета министров Киргизии Акылбек Жапаров уже заявил, что этот проект – «самый масштабный за всю историю республики».
Американских денег тут гораздо меньше. На сайте правительства Соединенных Штатов говорится, что странам Центральной Азии предоставили более 9 млрд долларов прямой помощи, чтобы поддерживать мир и безопасность, а также демократические реформы и решать гуманитарные вопросы.
Вдобавок в период пандемии коронавируса агентство USAID выделило 800 тысяч долларов на развитие медицинских лабораторий в Центральной Азии и предоставило средства индивидуальной защиты для медицинского персонала. Центр по контролю и профилактике заболеваний (CDC/CAR) в свою очередь направил лабораториям и на обучение медработников 1,6 млн долларов.
Вашингтон знает, что этого не хватит, и, не сумев запустить свои инфраструктурные проекты в регионе, пытается присоединиться к уже имеющимся. Так, в том же USAID заявили об интересе к транзиту китайских товаров по Транскаспийскому маршруту — логистическому коридору в обход РФ.
Региональная безопасность
Пока что речь идет о сотрудничестве преимущественно в экономической и социальной сферах, однако уже сейчас понятно, что США ограничиваются этим не намерены.
Программа «Центральная Азия плюс США» (C5+1) появилась еще при Бараке Обаме. Обсуждали региональную безопасность в свете соседства афганских талибов, вспоминали заброшенные в 90-х годах прошлого столетия инфраструктурные проекты.
Тогда казалось логичным, что Пентагон, воюющий в Афганистане, хочет укрепиться в регионе. По данным газеты The Wall Street Journal, рассматривали размещение баз в Центральной Азии. Однако после бегства американской армии из Кабула планы изменились.
В 2020 году текст программы неожиданно обновили. Интересно, что опубликованный на сайте Госдепартамента документ — это набор красивых слов без конкретики. При этом политологи уверены, что самое интересное содержится в засекреченных главах.
Эксперты говорят, что громкие заявления о «демократии, дружбе и взаимопомощи» из уст американских чиновников служат только ширмой для других, гораздо более приземленных целей.
Неслучайно центральноазиатские СМИ пишут, что во время майского визита Дональда Лу была в очередной раз поднята тема «обеспечения региональной безопасности» — вопрос, традиционно входящий в компетенцию Кремля.
Ранее глава польского Минобороны Мариуш Блащак заявил, что Варшава развивает свой военный потенциал с целью не допустить «восстановление Российской империи». Поляки высмеяли чиновника за эту фразу, сказанную в ходе встречи руководителей оборонных ведомств членов НАТО.
Подписывайтесь на Новости LIVE24.RU и на наш канал в Дзенe. Следите за главными новостями России и Мира в telegram-канале LIVE24.RU.