Skip to main content
23 ноября, 2024
$ 102.5
107.4

Авиация vs ПВО: американские F-35 и F-22 против российских С-300, С-400 и С-500

22 января, 2022, 8:56
© mil.ru

Россия продолжает работать над проблемой поиска и обнаружения малозаметных летательных аппаратов. Однако есть сомнения в том, что это решение найдется. Большие финансовые вложения в силы и средства ПВО говорят о том, что Москва считает главной угрозой для своих сухопутных войск американскую авиацию. В связи с этим одним из наивысших приоритетов для РФ является раскрытие секретов технологии «стелс», и она прилагает к этому немалые усилия, пишет National Interest.

Кремль уже испытал немало методов и средств, чтобы победить в гонке технологий малозаметности. Среди них — попытка разработать тесно взаимосвязанную и интегрированную систему ПВО с многочисленными радиолокационными станциями (РЛС), которые могут видеть один и тот же летательный аппарат с разных направлений. Однако пока что неизвестно, насколько результативными оказались эти попытки. Увидеть самолет или его часть — это безусловно хорошо, но главная трудность заключается в том, чтобы обеспечить уверенный подлет ракеты к цели противника.

Российская система ПВО может показаться такой же внушительной, как и ее постоянно совершенствующаяся система ограничения доступа / блокирования зоны. Однако прикрываемые системами противовоздушной обороны районы нельзя назвать непробиваемыми, хотя именно так их характеризует ряд аналитиков.

Эшелонированная и интегрированная система ПВО делает исключительно затратными атаки с применением самолетов 4-го поколения, таких как F/A-18E/F Super Hornet и F-16 Fighting Falcon. При этом у данной системы есть своя ахиллесова пята. Российской ПВО будет тяжело справиться с самолетами-невидимками 5-го поколения, такими как F-22 Raptor и F-35.

Если говорить про создание надежной противовоздушной обороны от вражеских самолетов 5-го поколения, то становится понятно, как Россия хочет справиться с проблемой малозаметности, заявил Майк Кофман (Mike Kofman), работавший исследователем в CNA Corporation и специализировавшийся на российских военных делах.

По его словам, современные российские радиолокационные станции (РЛС), многообразие ракет и систем, в которых были заложены огромные массивы данных для повышения мощи ПВО — все это разделит ВВС США и западных стран на две категории. В будущем, когда такие системы появятся у КНР, Ирана и других региональных держав, американские и западные ВВС будут подразделяться на те, которые могут преодолевать передовые системы ПВО посредством высоких технологий, и те, чьи задачи окажутся ограничены бомбардировками ИГИЛ* и его последователей.

Кофман подчеркнул, что российские комплексы ПВО, такие как С-300, С-400 и перспективный С-500, имеют оборудование, которое предназначено для обнаружения и сопровождения малозаметных самолетов 5-го поколения, таких как F-22 и F-35. Проблема для РФ заключается в том, что хотя ее РЛС дальнего обнаружения и захвата целей, работающие в УВЧ и ОВЧ-диапазоне, а также в диапазоне сверхвысоких частот, могут обнаруживать и сопровождать невидимки, качество поражения данных целей оставляет желать лучшего.

Законы физики говорят нам, что самолет-невидимка должен быть оптимизирован, чтобы оказаться незаметным для РЛС на более высоких частотах, например, в диапазоне C, X и Ku. Данные частоты используют радары управления огнем для обеспечения слежение за целями с высоким разрешением.

Россия, как и Китай, пока не решила эту проблему, но уже сейчас становится понятно, что малозаметность будет со временем терять свои преимущества, а затраты на ее обеспечение останутся высокими, как и раньше. Со временем РФ найдет решение проблемы малозаметности, так как циклическая борьба между наступательными и оборонительными средствами будет идти всегда.

* — Террористическая организация, запрещена в РФ.

Ранее экс-пилот Корпуса морской пехоты США палубного самолета РЭБ EA-6 Prowler Скотт Купер заявил, что истребитель 5-го поколения F-35 Lightning II главным оружием, которое поможет сдержать Россию и КНР. По его словам, «F-35 является краеугольным камнем сдерживания» в конкуренции между великими державами.