Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 100.6
106.0

Верховный суд РФ признал электросамокаты транспортным средством

15 апреля, 2022, 15:58
© Александр Авилов / Агентство «Москва»

Верховный суд РФ признал электрические самокаты транспортным средством. Об этом стало известно после того, как на сайте суда появилась карточка одного из дел, которое было рассмотрено инстанцией.

Из материалов дела следует, что иск подал Давит Чепечян. В мае прошлого года он попал в ДТП в Химках. Мужчина поворачивал налево, а по встречной полосе двигался человек на электросамокате. За несколько метров до машины, этот человек потерял управление и упал на полном ходу, попав головой в автомобильное колесо. От полученных травм он скончался на месте.

Следственное управление МВД Химок возбудило уголовное дело по ч. 3 ст. 264 УК — нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств, повлекшее за собой смерть человека. Следователь назначил автотехническую судебную экспертизу, назвав электрический самокат с двигателем мощностью 5,4 кВт и максимальной скоростью до 85 км/ч, на котором передвигался попавший под колеса россиянин, «механическим транспортным средством».

Защита Чепечяна пояснила, что в этом случае речь идет о дорожно-транспортном происшествии с участием 2-х транспортных средств, в котором Чепечян нарушил ПДД, не уступив дорогу другому транспортному средству при повороте налево.

Адвокаты с этим выводом были не согласны и после получения отказа правоохранителей на ходатайство об изменении постановления о назначении экспертизы обратились в Верховный суд РФ. Защита пыталась добиться от него признания, что пользователи электросамокатов – пешеходы, которые не могут выезжать на проезжую часть. Однако суд в удовлетворении иска отказал.

После этого решения в экспертном сообществе снова заговорили о необходимости изменить статус электрических самокатов.

Ничего не поменялось

Александр Авилов / Агентство «Москва»

Координатор движения «Общество Синих Ведерок» Петр Шкуматов в беседе с Autonews.ru отметил, что нынешнее судебное решение — это прецедент в одном конкретном деле после проведения технической экспертизы электрического самоката. Однако оно не меняет текущего положения дел и до сих пор не регулирует эксплуатацию этих средств передвижения.

С решение Верховного суда РФ ничего в законе не изменилось. Все электросамокаты, моноколеса и другая подобная техника еще не приравнены к транспортным средствам. Поэтому права для управления ими не требуется, пояснил собеседник издания.

При этом он подчеркнул, что вопрос о необходимости признания такой техники транспортными средствами назревал уже очень давно. Разговоры о том, чтобы приравнять всю подобную электрическую технику к мопедам мощностью до 250 Вт идут давно, но действия со стороны законодателей еще не принимались.

По словам Шкуматова, у большинства электросамокатов, сегвеев, моноколес и других подобных устройств есть два вида мощности. Формально отдача электродвигателей большинства из них составляет 249 кВт, то есть она оказываются в категории средств передвижения, которые не требуют водительских прав для управления. Однако у ряда устройств есть пиковая мощность, достигающая 1,5 кВт и позволяющая ехать быстрее 20-25 км/ч.

Мнения о необходимости признания такой техники транспортными средствами придерживаются и другие опрошенные изданием эксперты. Так, руководитель проекта «Пробок.нет» Александр Шумский отметил, что формулировка Верховного суда РФ в целом изменений в ПДД не внесла. Электросамокаты, скутеры и моноколеса до сих пор не признаны транспортными средствами и для их управления не нужны права.

Закон есть, но его еще не приняли

Александр Авилов / Агентство «Москва»

По словам Шумского, уже более 2-х лет существует законопроект о средствах индивидуальной мобильности, который мог бы регулировать все эти технические устройства.

Документ в октябре 2019-го подготовил Минтранс. Были предложены поправки в ПДД, которые вводят новый вид транспорта — «средство индивидуальной мобильности» (СИМ). К ним хотели отнести ролики, скейтборды, электрические самокаты, а также гироскутеры и другие подобные устройства.

В документе четко прописано, что управлять ими могут лица в возрасте старше 14 лет и ездить только по велодорожкам со скоростью, не превышающей 20 км/ч. А в их отсутствие по тротуарам, а при отсутствии тротуаров по проезжей части, рассказал Шумский.

Он добавил, что внести такие изменения в качестве поправки в ПДД в нынешней ситуации не представляется возможным: нужна полная и серьезная редакция правил дорожного движения. Их буквально придется переписывать, а этим вряд ли кто-то станет заниматься.

При этом Шкуматов заявил, что даже предложенный Минтрансом проект закона с поправками ПДД требует дополнительного обсуждения. Те же 20 км/ч максимальной скорости, прописанные в этом законопроекте, скопированы из европейского опыта. Однако в некоторых странах даже эта максимальная скорость считается травмоопасной и предлагается ограничение 15 км/ч.

По словам эксперта, в любом случае это стало дискуссией, которая может возникнуть лишь после того, как власти примут поправки в ПДД, а в законе появится понятие СИМ. Сейчас обсуждение максимальной скорости таких устройств не имеет смысла, так как вся эта техника в законодательном плане не регулируется.

Ранее члены органов ГИБДД начали с особой тщательностью следить за владельцами электросамокатов. В некоторых регионах России дело закончилось тем, что особо лихим нарушителям пригрозили лишением водительских прав.