Верховный суд РФ признал электросамокаты транспортным средством
Из материалов дела следует, что иск подал Давит Чепечян. В мае прошлого года он попал в ДТП в Химках. Мужчина поворачивал налево, а по встречной полосе двигался человек на электросамокате. За несколько метров до машины, этот человек потерял управление и упал на полном ходу, попав головой в автомобильное колесо. От полученных травм он скончался на месте.
Следственное управление МВД Химок возбудило уголовное дело по ч. 3 ст. 264 УК — нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств, повлекшее за собой смерть человека. Следователь назначил автотехническую судебную экспертизу, назвав электрический самокат с двигателем мощностью 5,4 кВт и максимальной скоростью до 85 км/ч, на котором передвигался попавший под колеса россиянин, «механическим транспортным средством».
Защита Чепечяна пояснила, что в этом случае речь идет о дорожно-транспортном происшествии с участием 2-х транспортных средств, в котором Чепечян нарушил ПДД, не уступив дорогу другому транспортному средству при повороте налево.
Адвокаты с этим выводом были не согласны и после получения отказа правоохранителей на ходатайство об изменении постановления о назначении экспертизы обратились в Верховный суд РФ. Защита пыталась добиться от него признания, что пользователи электросамокатов – пешеходы, которые не могут выезжать на проезжую часть. Однако суд в удовлетворении иска отказал.
После этого решения в экспертном сообществе снова заговорили о необходимости изменить статус электрических самокатов.
Ничего не поменялось
Координатор движения «Общество Синих Ведерок» Петр Шкуматов в беседе с Autonews.ru отметил, что нынешнее судебное решение — это прецедент в одном конкретном деле после проведения технической экспертизы электрического самоката. Однако оно не меняет текущего положения дел и до сих пор не регулирует эксплуатацию этих средств передвижения.
С решение Верховного суда РФ ничего в законе не изменилось. Все электросамокаты, моноколеса и другая подобная техника еще не приравнены к транспортным средствам. Поэтому права для управления ими не требуется, пояснил собеседник издания.
При этом он подчеркнул, что вопрос о необходимости признания такой техники транспортными средствами назревал уже очень давно. Разговоры о том, чтобы приравнять всю подобную электрическую технику к мопедам мощностью до 250 Вт идут давно, но действия со стороны законодателей еще не принимались.
По словам Шкуматова, у большинства электросамокатов, сегвеев, моноколес и других подобных устройств есть два вида мощности. Формально отдача электродвигателей большинства из них составляет 249 кВт, то есть она оказываются в категории средств передвижения, которые не требуют водительских прав для управления. Однако у ряда устройств есть пиковая мощность, достигающая 1,5 кВт и позволяющая ехать быстрее 20-25 км/ч.
Мнения о необходимости признания такой техники транспортными средствами придерживаются и другие опрошенные изданием эксперты. Так, руководитель проекта «Пробок.нет» Александр Шумский отметил, что формулировка Верховного суда РФ в целом изменений в ПДД не внесла. Электросамокаты, скутеры и моноколеса до сих пор не признаны транспортными средствами и для их управления не нужны права.
Закон есть, но его еще не приняли
По словам Шумского, уже более 2-х лет существует законопроект о средствах индивидуальной мобильности, который мог бы регулировать все эти технические устройства.
Документ в октябре 2019-го подготовил Минтранс. Были предложены поправки в ПДД, которые вводят новый вид транспорта — «средство индивидуальной мобильности» (СИМ). К ним хотели отнести ролики, скейтборды, электрические самокаты, а также гироскутеры и другие подобные устройства.
В документе четко прописано, что управлять ими могут лица в возрасте старше 14 лет и ездить только по велодорожкам со скоростью, не превышающей 20 км/ч. А в их отсутствие по тротуарам, а при отсутствии тротуаров по проезжей части, рассказал Шумский.
Он добавил, что внести такие изменения в качестве поправки в ПДД в нынешней ситуации не представляется возможным: нужна полная и серьезная редакция правил дорожного движения. Их буквально придется переписывать, а этим вряд ли кто-то станет заниматься.
При этом Шкуматов заявил, что даже предложенный Минтрансом проект закона с поправками ПДД требует дополнительного обсуждения. Те же 20 км/ч максимальной скорости, прописанные в этом законопроекте, скопированы из европейского опыта. Однако в некоторых странах даже эта максимальная скорость считается травмоопасной и предлагается ограничение 15 км/ч.
По словам эксперта, в любом случае это стало дискуссией, которая может возникнуть лишь после того, как власти примут поправки в ПДД, а в законе появится понятие СИМ. Сейчас обсуждение максимальной скорости таких устройств не имеет смысла, так как вся эта техника в законодательном плане не регулируется.
Ранее члены органов ГИБДД начали с особой тщательностью следить за владельцами электросамокатов. В некоторых регионах России дело закончилось тем, что особо лихим нарушителям пригрозили лишением водительских прав.
Подписывайтесь на Новости LIVE24.RU и на наш канал в Дзенe. Следите за главными новостями России и Мира в telegram-канале LIVE24.RU.