Лифты-убийцы: почему в России растет число жертв из-за неисправности подъемников
Специалисты выражают опасения относительно дальнейшей ситуации, поскольку отсутствуют необходимые средства на замену лифтов и запчастей, а также не наблюдается должного государственного контроля, пишет издание LIFE.
По данным Национального лифтового союза (НЛС), только за первую половину 2024 года в стране произошли 7 случаев гибели и 19 получили ранения различной степени тяжести из-за чрезвычайных ситуаций с лифтами. За прошлый год погибли 13 человек, а 38 пострадали.
Недавно в Воронеже произошла авария с пассажирским лифтом в новом ЖК бизнес-класса «Европейский». По информации телеграм-канала SHOT, авария состояла из двух этапов, разделенных промежутком в 20 минут. Сначала лифт начал движение с открытыми дверями, когда из него выходил курьер, прибывший по вызову жильцов.
Этот случай, известный специалистам по лифтам как «ножницы», представляет собой одну из наиболее опасных аварийных ситуаций, чаще всего приводящую к серьезным травмам и даже смерти пассажиров. В данном случае, лифт упал в шахту спустя 20 минут после начала движения с открытыми дверями. К счастью, никто не успел сесть в лифт к тому моменту, и кабина была пуста при падении.
Месяц назад, 19 июня, лифт упал в жилом доме на Земляном Валу в центре Москвы, пострадал один человек. Следственный комитет проводит проверку по статьям 143 и 216 Уголовного кодекса РФ.
Несколько месяцев назад произошел страшный случай: лифт с 13 пассажирами упал с восьмого этажа высотного здания в Пушкинском районе Санкт-Петербурга из-за обрыва троса. Специальные устройства-«ловители» не смогли предотвратить падение тяжелой кабины, и трое пассажиров были госпитализированы.
Эти случаи лишь некоторые из резонансных аварий за последние месяцы, указывают на то, что аварии с лифтами происходят гораздо чаще, чем общественность может предполагать, поскольку не все случаи попадают в поле зрения СМИ.
Анализируя статистику происшествий с лифтами по годам, можно заметить, что уровень аварийности начал расти в 2013–2014 годах. Этот рост пришелся на период после того, как государство отреагировало на призывы «перестать мешать бизнесу» и начало упрощать процессы проектирования, строительства, установки и технического обслуживания лифтов.
В период с 2012 по 2013 годы власти провели реформу в области технического регулирования, стараясь внедрить европейскую систему контроля и соответствующие технические стандарты. Первым шагом было исключение лифтов из числа «опасных производственных объектов».
На специализированных интернет-ресурсах в то время начали появляться настойчивые призывы к владельцам лифтов снимать их с государственной регистрации в Ростехнадзоре с целью экономии на проверках и штрафах. Таким образом, государственный контроль в значительной степени перестал участвовать в обеспечении безопасной эксплуатации лифтов в России.
Отсутствие строгого контроля позволяет бизнесменам и управляющим компаниям экономить на правильной установке и техническом обслуживании лифтов.
По словам первого вице-президента НЛС Алексея Захарова, в подавляющем большинстве случаев причиной аварий является недостаточное качество обслуживания лифтов. Часто это происходит из желания обслуживающей организации получить дополнительный заказ и сэкономить на необходимых работах. Они экономят на всем: либо не выполняют определенные работы, либо доверяют их неквалифицированному персоналу, используют низкокачественные запчасти и сокращают регулярные проверки. Все эти нарушения легче совершать, когда государственный контроль ослаблен.
Крупнейший застройщик (группа компаний «ПИК») регулярно сталкивается с техногенными авариями лифтов. Например, в январе 2022 года в ЖК «Парковый квартал» от компании «ПИК» произошло возгорание кабины лифта, которая впоследствии упала в подвал. В одном из домов ГК «ПИК» в Балашихе лифт упал с 15-го этажа, когда внутри находились четверо взрослых и ребенок, чудом никто не пострадал. В новом строительстве по Ярцевской улице лифт застрял на 40 минут с медиками и женщиной, которая перенесла инсульт и позже скончалась. В интернете сообщается, что в ЖК Green Park случались частые поломки лифтов – до полутора тысяч раз за пять месяцев.
Последствия аварий несет на себе лишь лифтер – механик, ответственный за конкретный лифт. Он может быть наказан, но этот порочный круг не прерывается. В то время как владелец лифта, ранее подлежащий проверке контрольным органом за свои действия или бездействие, избегает наказания. Так завершилась трагическая история в элитном московском ЖК «Алые паруса», где в лифте погибла дочь известного телеведущего Евгения Кочергина. Жители этого дорогого жилья жаловались на проблемы с лифтами сразу после сдачи домов в эксплуатацию, но в то время никаких мер по устранению проблем, обследованию и ремонту, как утверждали СМИ, не было принято.
Именно поэтому было принято решение восстановить полномочия Ростехнадзора, что начнется с 1 сентября текущего года. Тем не менее это вряд ли полностью решит проблему обслуживания лифтов, поскольку лифтовое хозяйство в России сейчас находится в недостаточно хорошем состоянии.
По данным Life.ru, ежегодно от 60 до 80 человек становятся жертвами аварий с лифтами. По словам первого вице-президента НЛС Алексея Захарова, наблюдается некоторое снижение этого показателя в связи с тем, что лифты становятся более современными, однако проблематика связана прежде всего со старым фондом лифтов, где существует множество проблем.
На сегодняшний день в России ежедневно обслуживается более 547 тысяч лифтов в жилых и нежилых зданиях, а также на промышленных объектах. Количество лифтов постоянно увеличивается за счет добавления сотен новых лифтов ежегодно.
На одном из заседаний с участием министра строительства и ЖКХ Ирека Файзуллина была озвучена тревожная информация: из почти 600 тысяч лифтов в России 57 тысяч находятся в эксплуатации более 25 лет, а срок службы еще около 20 тысяч лифтов приближается к завершению.
Согласно первому зампреду Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Владимиру Городецкому, каждый пятый лифт в России нуждается в замене, что составляет около 100 тысяч лифтов, при этом 63 тысячи из них не имеют достаточного финансирования.
На том же заседании в Совете Федерации было отмечено, что для решения проблемы лифтов требуется около 200 миллиардов рублей, что вызвало недоумение спикера Валентины Матвиенко.
Для поддержания работы лифтов в регионах России взимается взнос с владельцев квартир в жилых домах, который должен быть направлен на замену устаревших лифтов. Собираемость этого взноса, по мнению экспертов, составляет 96–97%, однако достаточный уровень обеспечен лишь в нескольких регионах страны. Таким образом, даже при высокой платежной дисциплине жильцов, средств на замену лифтов в их домах недостаточно.
В последнее время ситуация усложняется внешнеполитическими факторами (введение санкций, прерывание деловых связей с поставщиками оборудования и материалов), ростом инфляции и увеличением издержек на логистику, производство, приобретение запчастей и прочее. Ранее расчеты проводились исходя из стоимости нового лифта в диапазоне от 1,9 до 2,3 миллиона рублей. В настоящее время эта цена с установкой возросла до трех с половиной миллионов. Этот вопрос теперь находится в зоне ответственности Владимира Городецкого, которому после заседания в Совете Федерации поручили контроль над вопросом ремонта лифтов.
По мнению экспертов, опрошенных Life.ru, в такой обстановке стоит ожидать продления срока эксплуатации старых лифтов. Жители многоквартирных домов в регионах будут продолжать сталкиваться с рисками. Вопреки опасениям, уход западных производителей лифтового оборудования из России не отразится на качестве лифтов. Современные лифты отечественного производства по качеству и безопасности практически не уступают импортным моделям. Ранее западные компании выделялись в технологичности и комфортности для пассажиров, предлагая, например, более высокую скорость и более плавное движение, однако сейчас отечественные производители лифтов практически догнали своих конкурентов.
На сегодняшний день рынок лифтов выглядит следующим образом: к 2024 году 67% лифтов в России установлены отечественного производства, их доля начала расти с 2022 года, в том числе за счет ухода с рынка главного игрока отрасли – компании OTIS. Она передала производство и технологии российскому производителю «Метеор», который теперь выпускает лифты под своим брендом.
33% рынка занимают иностранные производители, из них 14% представляют лифты белорусского производства. Оставшиеся 19% разделили между собой производители из Китая (вторые после белорусов), а также из Турции и Германии (ThyssenKrupp).
Данные о росте использования отечественных лифтов в жилых домах, конечно, обнадеживают. Введенные против России международные санкции способствуют развитию отечественного производства, и в повестке дня стоит усиление контроля за использованием этих механизмов. Хотя увеличение роли надзорных органов в бизнесе вызывает опасения, важно, что государство вновь ставит в центр внимания жизнь и безопасность своих граждан.
Ранее LIVE24 сообщало, что житель Ярославля станет первым, кого оштрафуют за плевок в лифте на основании видео.
Подписывайтесь на Новости LIVE24.RU и на наш канал в Дзенe. Следите за главными новостями России и Мира в telegram-канале LIVE24.RU.