Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 100.6
106.0

Еще один удар по системе образования. Школы будут отвечать за каждого двоечника

Рособрнадзор заставит школы отвечать за каждого двоечника
29 мая, 2024, 14:36
© Тихонова Пелагия / Агентство «Москва»
Глава Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) Анзор Музаев

Рособрнадзор хочет расширить перечень показателей, по которым будут оценивать благополучность школ. Например, из-за одного двоечника, который плохо написал ОГЭ или ЕГЭ по основным предметам, образовательные учреждения могут нарваться на многочисленные проверки со стороны ведомства. Теперь учителям придется тратить все свои силы на натаскивание слабых детей, а старательным ученикам будет уделяться меньше времени.

До 29 мая проходит общественное обсуждение нового проекта приказа Рособрнадзора, расширяющий список причин, по которым учебное заведение может быть включено в «группу риска». К уже существующим восьми пунктам добавляются еще семь новых, большинство из которых связаны с успеваемостью. В частности, школа попадет в зону повышенного внимания, если хотя бы один ученик не будет допущен до итоговой аттестации или получит двойку за ОГЭ или ЕГЭ по русскому языку или математике. К тому же учебное заведение подвергнется проверке, если 25% детей не выполнят более половины диагностической работы, проводимой в рамках аккредитации школы.

Педагоги убеждены, что новые правила, если их все же утвердят, нанесут еще один удар по системе среднего образования в России.

По их словам, полноценное изучение всех предметов будет завершаться в 8-м классе, а с 9-го школы начнут целенаправленно готовить учеников к сдаче экзаменов по математике и русскому языку.

Учитель русского языка и литературы из Подмосковья Татьяна Кузьмичева в беседе с изданием «Октагон» отметила, что вся Россия идет по пути Москвы, где половина учебного времени в 11-м классе отводится на подготовку к ЕГЭ, а в 9-м классе — к ОГЭ.

Такая система сокращает образовательную программу, и дети не получают достаточных знаний по предметам, которые не входят в экзамены. Теперь школы будут вынуждены сосредоточиться на том, чтобы минимально подготовить к экзаменам даже самых слабых учеников. Это негативно скажется на старательных учениках, которые хотят учиться и получать знания: на них просто не останется времени, пояснила Кузьмичева.

Тихонова Пелагия / Агентство «Москва»

Новые правила приведут к тому, что школы перестанут принимать в 10-й класс троечников, у которых есть риск не сдать обязательные экзамены. Завуч одной из столичных школ рассказал, что ужесточение правил уже началось. Школы теперь включат в свои правила приема в 10-й класс требование по среднему баллу за ОГЭ. В некоторых учебных заведениях этот балл должен быть не ниже 4. Дело в том, что любой двоечник может привести школу в категорию с низкими образовательными результатами, поэтому администрации будут всеми способами избавляться от неуспевающих после 9 класса.

Снижение качества образования может дополнительно ускорить новое постановление правительства, согласно которому всероссийские проверочные работы (ВПР) станут основным инструментом оценки промежуточных образовательных результатов.

Для выполнения поручения президента Владимира Путина о сокращении числа контрольных работ в школах премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, которое вступит в силу с 1 сентября 2024 года и регламентирует перечень допустимых проверочных мероприятий.

Несмотря на надежды учителей и родителей на полное устранение ВПР, они стали главным инструментом оценки качества школьного образования.

В документе, подписанном Мишустиным, отмечается, что со следующего года в школах можно будет проводить только три типа проверочных мероприятий: национальные исследования качества образования, международные сопоставимые исследования и всероссийские проверочные работы.

Национальные исследования в России проводятся на небольшой выборке школ и учеников, а в международных исследованиях страна не участвует из-за введенных санкций. В результате единственным массовым способом проверки качества образования станут ВПР, которые будут проводиться в 4–8-х и 10-х классах под контролем Рособрнадзора.

Тихонова Пелагия / Агентство «Москва»

Учитель истории Сергей Тищенко говорит, что со следующего года ВПР перестанут проводить в 11-м классе. Правда, министр просвещения совсем недавно убеждал учителей, что ВПР в выпускном классе нужны, чтобы школьники полноценно изучали все предметы, а не только те, которые собираются сдавать. Теперь это ушло из повестки.

Учитель математики из Воронежской области Константин Рыжов убежден, что тенденция к централизации системы образования вокруг слабых учеников в ущерб сильным хорошо видна на примере ВПР: не имеет значения, сколько в классе детей, показывающих высокий результат, главное, чтобы не было двоечников.

За последнюю ВПР у Рыжова в классе было рекордное количество пятерок и четверок, но также оказались две двойки. Администрация сделала ему выговор, заявив, что пятерки никого не интересуют, главное, чтобы все написали хотя бы на три. Плохие оценки получили дети, которые не хотят учиться и не делают домашние задания. Однако в этой системе учитель должен перестать заниматься ребятами, которые хотят получать знания, и сосредоточиться на тех, кому это не нужно.

Аналогичная ситуация будет происходить при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Вместо помощи старательным ученикам педагогам придется сосредоточиться на повторении основ, чтобы никто не получил двойку, пояснил Рыжов.

Он добавил, что такой подход может принести много проблем — от сокращения педагогических кадров до разрушения всей системы школьного образования.