Бизнес раскритиковал состав информации для измерителя интернет-аудитории
Законопроект, детализирующий порядок работы единого измерителя Рунета, был принят в июне этого года, а уже 15 июля Минцифры опубликовало проект о составе и объеме сведений, которые оно должно будет получать от средств массовой информации, работающих в интернете, а также аудиовизуальных сервисов и новостных агрегаторов. В частности, речь идет об идентификаторе пользователя и подробных данных о его оборудовании, в том числе расширении экрана, информации о любом посещении ресурса, сведений о контенте, просматриваемом пользователем, а также IP-адресе.
В ассоциациях считают, что такой объем данных является избыточным для заявленной цели законопроекта — подсчета аудитории.
К тому же не все сайты обладают многими из требуемых данных, подчеркнули в АБД. Данные о геолокации попадают под тайну связи, а передача измерителю идентификаторов пользователей увеличивает риск установления личности юзера, что уже нарушает его право на тайну частной жизни.
Закон предполагает сбор сведений об объеме аудитории, а новый проект подразумевает получение данных о характеристиках конкретных пользователей: идентификатор позволяет выделить из аудитории конкретного юзера и детальную информацию о просмотре им контента, пояснили в РАЭК. Состав передаваемых данных нужно дорабатывать в части устранения избыточности и соблюдения прав россиян, считают в «МегаФоне». АБД в свою очередь предлагают исключить геолокацию, а всю остальную информацию передавать в обезличенном виде.
В Минцифры журналистов заверили, что для измерения аудитории требуются именно обезличенные данные. Упомянутые в проекте сведения, как отметили в министерстве, не имеют отношения к персональным данным.
Закон «О персональных данных» причисляет к ним информацию, которая относится к конкретному физическому лицу и позволяет его идентифицировать. Роскомнадзор и суд уже признавали IP-адрес персональными данными в разбирательстве, которое велось против LinkedIn. Так, любой идентификатор пользователя в сочетании с прочей информацией о нем является персональными данными. Сведения, получаемые измерителем, при уже имеющихся у государства данных позволят идентифицировать личность.
На сегодняшний день сквозные идентификаторы используют «Яндекс», Mail.Ru Group и Google. При этом исполнение норм может привести к дополнительным расходам аудиовизуальных сервисов.
Исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев отметил, что подсчет аудитории интернет-ресурсов действительно нужен, так как она непрозрачна и рекламодателям доступны лишь те данные, которые им представляют сами ресурсы. Появление единого измерителя поможет эффективнее проводить рекламные кампании.
Генеральный директор «Медиа 1» Ян Кухальский в свою очередь добавил, что рекламодатели и медиаресурсы от измерителя выиграют, так как они смогут лучше понимать вкусы и предпочтения аудитории, а также монетизировать то, что у пользователей действительно популярно.
Однако, если измеритель, как отмечено в законе о нем, необходим для достоверности и полноты данных при размещении рекламы, тогда аудитория ресурсов, ее не размещающих, а также контента, доступ к которому не предполагает просмотр рекламы, в принципе не может подлежать исследованию. Вдобавок эти данные в онлайн-кинотеатрах составляют коммерческую тайну.
Источник газеты рассказал, что в Минцифры прошло совещание с участниками рынка, по итогам которого внесли существенные правки в законопроект. Например, решили исключить из списка информацию об аудитории, которая пользуется телевизионными приставками конкретных операторов связи, а также отказаться от расширения передаваемых данных в случае отсутствия отдельных позиций.
Еще участники совещания пришли к соглашению, что передаваемые данные исключают возможность установить личность и теперь станут передаваться «при соблюдении требований закона по обязательному обезличиванию».
На данный момент документы еще продолжают подготавливать, в скором времени их опять обсудят с отраслью, чтобы найти отыскать баланс между интересами государства и участников рынка. При этом собеседники газеты из числа компаний заявили, что уступки, которые были сделаны им не совещании, оказались несущественными».
Ранее ведущий эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов заявил, что злоумышленники получают личные данные россиян благодаря дырам в безопасности компаний, соцсетям и мошенническим сайтам. По его словам, люди часто делятся своим именем и телефоном сами, например, в социальных сетях.
Подписывайтесь на Новости LIVE24.RU и на наш канал в Дзенe. Следите за главными новостями России и Мира в telegram-канале LIVE24.RU.