Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 102.5
107.4

Смертоносная агрессия: что не так с нашими детьми?

25 сентября, 2021, 20:03

Впервые Россия столкнулась с данной проблемой в феврале 2014 года, когда десятиклассник пронес в московскую школу винтовку, расстреляв из неё своего учителя, а также прибывшего на место преступления сотрудника полиции. Впоследствии подросток был признан невменяемым и отправлен на принудительное лечение. 

В мае 2017 года в республике Коми подросток открыл огонь из пневматического пистолета во дворе своей школы.

В сентябре 2017 года в подмосковной Ивантеевке ученик напал на учительницу с тесаком, устроил стрельбу из пневматического пистолета и разбросал дымовые шашки.

В декабре 2017 года в Комсомольске-на-Амуре 9-классник открыл в школе стрельбу из пневматики.

В январе 2018 года в Пермской школе от ножевых ранений пострадали девять детей и учительница. Нападение утроили два 15-летних ученика. После этого подростки пытались покончить с собой, нанеся друг другу удары ножом в область горла. 

В январе 2018 года в поселке Сосновый Бор (Бурятия) ученик напал с топором на детей и учительницу, а также попытался поджечь школу «коктейлем Молотова». Тогда пострадали шесть детей и преподаватель. Нападавший предпринял попытку самоубийства.

В марте 2018 года в городе Шадринске Курганской области 13-летняя ученица пришла в школу с пневматическим пистолетом и хладнокровно открыла огонь по своим одноклассникам.

В мае 2018 года студент Барабинского филиала Новосибирского колледжа стрелял из ружья в однокурсников, затем покончил с собой. 

В октябре 2018 года в Керченском политехническом колледже произошло одно из самых массовых убийств. Тогда, в результате взрыва и стрельбы, устроенных 18-летний парнем, погиб 21 человек, ещё 67 были ранены. Нападавший покончил с собой.

В ноябре 2019 года стрельба произошла в строительном колледже Благовещенска. 19-летний студент убил сокурсника, ранил еще троих и покончил с собой. 

В октябре 2020 года в поселке Большеорловское Нижегородской области 18-летний студент расстрелял нескольких человек на автобусной и убежал в лес. На следующее утро труп юноши был найден с ранением головы. Как выяснилось, он хотел скопировать массовое убийство, которое произошло в американской школе «Колумбайн», но ему пыталась помешать выйти из дома бабушка, поэтому студент убил сначала её, а потом, не дойдя до предполагаемого места назначения, расстрелял случайных людей на остановке.

Напомним, что «Колумбайн» — это школа округа Джефферсон в штате Колорадо, в которой в 1999 году ученики Дилан Клиболд и Эрик Харрис расстреляли 12 учеников и одного учителя, ранив еще 23 человека, после чего покончили жизнь самоубийством. Именно эта трагедия стала в общественном сознании символом так называемого скулшутинга – вооруженных нападений на образовательные учреждения.

В мае 2021 года в Казани 19-летний студент открыл стрельбу по ученикам и педагогам в местной гимназии, в результате чего было убито девять человек, больше 20 получили ранения. Подросток находится в московском СИЗО «Бутырка».

В сентябре 2021 года в Перми 18-летний студент открыл стрельбу в одном из корпусов Пермского государственного национального исследовательского университета. По последним данным, в результате погибли шесть человек, еще 28 пострадали. Сам нападавший был ранен сотрудником правоохранительных органов и сейчас за его жизнь борются врачи.

К сожалению, это далеко не полный перечень преступлений, совершённых подростками в учебных заведениях России. И очевидно, что случившиеся трагедии уже нельзя назвать случайными – статистика явно вырисовывает системное явление.

Преступления, затрагивающие детей и подростков, всегда вызывали особый резонанс в обществе, но данный вид преступных действий потрясает даже экспертов, поскольку представляет собой особый феномен, принципиально отличающийся от «обычного» криминала. Бандитские разборки, разбойные нападения, домашнее насилие, террористические действия, другие убийства – большинство совершаемых людьми преступных действий целенаправленны и, как правило, в своём большинстве понятны и объяснимы. Тогда как скулшутинг не поддаётся привычному пониманию: подростки совершают бессмысленные убийства, в которых отсутствует избирательность жертв. Нерациональность содеянного придаёт насилию церемониальный характер и некую символичность, что сбивает с толку даже опытных психологов-криминалистов, пытающихся выяснить причины столь ужасных преступлений. 

В США, где подобного рода преступления уже стали настолько распространённым явлением, что работу с ними поручили Секретной службе США (федеральное агентство, подчиненное Министерству внутренней безопасности США), целенаправленное осмысление феномена массовых школьных убийств продолжается уже не одно десятилетие. Организована работа ведущих педагогов, психологов, социологов и других специалистов, призванных выяснить, что же толкает современных подростков на такого рода преступления и, главное, возможно ли их предотвратить?

*США уже в 2012 году занимали первое место в мире по массовым убийствам в учебных заведениях

Рассмотрим озвученные экспертами причины совершения подростками массовых школьных убийств.

Психические расстройства

По разным подсчётам, от 3 до 20% массовых убийств совершают люди, страдающие серьезными психическими отклонениями. В то же время, следует отметить, что многие люди с психическими заболеваниями преступлений не совершают.

Некоторые психологи также подчёркивают, что люди с психическими заболеваниями чаще не выступают агрессорами, а напротив – становятся жертвами агрессии.

Заведующий кафедрой медицинской психологии Казанского государственного медицинского университета, психиатр и клинический психолог Владимир Менделевич обращает внимание на то, что в этом смысле бояться стоит как раз здоровых и «тихих», ведь, например подростка из Казани все характеризовали как спокойного и бесконфликтного и никто его к психиатрам не отправлял. 

Кроме того, причиной преступной агрессии могут стать и органические поражения головного мозга. Так, американский учёный Даниэль Амен (Daniel Amen), более 20 лет проводивший соответствующие исследования, отмечает, что патологии головного напрямую влияют на социальное поведение человека и, что важно, это поддается коррекции. 

Буллинг 

Существует мнение, что травля является основной причиной скулшутинга, мол действия подростков продиктованы гневом на обидчиков и жаждой мести. Действительно, систематические издевательства вполне могут довести человека до отчаяния. Но далеко не все случаи массовых расстрелов были связаны с буллингом. Для их изучения необходимы долгосрочные исследования. С другой стороны, в наше время от буллинга страдают миллионы подростков, тогда как с оружием в класс приходят единицы.

Жестокий контент

Многие продолжают винить в случившемся кровожадные сцены из фильмов, видеоигры, агрессивную музыку и аналогичный контент в соцсетях. Но, согласно последним исследованиям, всё же многое зависит от уровня насилия, демонстрируемого в играх и медиа, а также особенностей самих подростков.

Клинический психолог Ульяна Скорнякова считает, что как для подростков, так и для взрослых подобный контент является пространством для проживания злости, гнева и агрессии, что значительно снижает риски совершения ими реальных деструктивных действий. Психолог Денис Давыдов считает, что, например, видеоигры с агрессивными действиями могут даже помогать сбрасывать накопленное внутреннее напряжение, так сказать, «разряжать» игрока. 

Что ж, наверное, подобная гипотеза катарсиса кого-то и способна убедить. 

Сообщества «колумбайнеров» в своё время появились в социальной сети «ВКонтакте», но после ряда событий уже в 2018 году силовики заинтересовались пабликом и администрация «ВКонтакте» удалила не только девять колумбайн-сообществ, но и посты со схожей тематикой.

К слову, после трагедии в Казани, свою порцию обвинений получил основатель Telegram Павел Дуров, поскольку именно на своей страничке в Telegram за 20 минут до совершения расстрела подросток опубликовал пост, в котором высказал своё намерение. За 15 минут до нападения стрелок сделал канал публичным. Дуров уверен, что даже в случае мониторинга всех телеграм-каналов в реальном времени предотвратить трагедию было бы невозможно.

Подражание  

Возникшую в среде подростков субкультуру колумбайнеров называют ещё одним мотивом школьных стрелков.   В исследовательской литературе действительно упоминаются случаи, когда подростки, совершившие преступление, признавались потом в своём стремлении повторить либо превзойти своих кумиров, например, убив больше людей. При этом, они также могут выбирать похожее оружие, копировать стиль одежды и даже походку.

Но, похоже, все перечисленные версии являются только триггерами, степень выраженности которых может отобразиться на склонностях подростка к совершению тех или иных преступных действий. Если всё-таки учесть, что в большинстве случаев «стрелки» – люди вменяемые, уверенные в своей исключительности, отдающие себе отчет в том, что делают и какие последствия это несет, чем ещё тогда можно объяснить возникновение разрушающей подростков изнутри иррациональной агрессии? 

Попробуем копнуть глубже

Поколение, родившееся в середине нулевых  – сегодняшние подростки – росло в относительно сытые и спокойные годы, они уже не застали времени бандитских разборок 90-х, более ранних подростковых сходок «село на село» либо «район на район»; им не знакомы нечеловеческие условия выживания военных и послевоенных лет. Даже банальная «здоровая» драка один на один среди подростков попросту исчезла как явление. Модные нынче садистские коллективные расправы тинейджеров, снятые невозмутимыми наблюдающими – не в счёт. 

Поднимающие адреналин экстремальные виды физической активности перекочевали нынче в видеоигры. Но потребность реального риска едва ли удовлетворяется в виртуальном мире, впрочем, как и потребность реального общения.

Теперь все воюют и выясняют отношения виртуально, да и вообще мало двигаются. И дело тут не в том, хорошо это или плохо.  Во-первых, всё это так или иначе забирало львиную долю молодецкой энергии, во-вторых – перенос большинства коммуникаций в виртуальное пространство усложнил процесс овладения более сложными вербальными навыками общения, способствуя существенному снижению эмоционального интеллекта современных подростков.

В результате, интеллектуальное развитие подростка зачастую существенно опережает развитие социально-эмоциональной сферы, что приводит к недостатку эмпатии, к неспособности контролировать свою агрессию и, как следствие, к её травматическому вымещению.

К слову, о «гендерном неравенстве» среди школьных стрелков: единичные, почти исключительные случаи массовых убийств в школах, организованных девочками-подростками, объясняются как раз тем, что, в среднем, девочки легче интегрируются в общество, так как их социальные навыки развиты гораздо лучше.

В этом смысле можно провести прямую аналогию подростковой агрессии с агрессией детской, проявляющейся в следствие неумения справляться со своими эмоциями либо как доступный способ привлечения внимания. Ведь, несмотря на обманчиво повзрослевший вид современного подростка, его мозг во многом функционирует по-детски, поэтому для подросткового поведения всё ещё характерны импульсивность и «плоская» эмоциональность. Только вот способ проявления возникающей агрессии уже далеко не детский.

Подобная противоречивость психофизиологических особенностей подростков усложняет ход их личностного становления, поэтому, 13-19 лет — это возраст кризиса идентичности, предполагающего серию самоутверждений и самоопределений, а кризисные периоды становления создают объективные предпосылки для возникновения пиковых всплесков агрессии.

Одной из самых важных задач подросткового возраста является социальная интеграция в кругу родных, в среде религиозной общины, разнообразных комьюнити вне школы и т.п. Неудачные попытки взаимодействия на данном уровне толкают подростков в сети маргинальных субкультур, по типу нашумевшей в России АУЕ* (Организация запрещена в РФ) или НС-скинхе́ды. 

В случае отсутствия авторитетов и невозможности примкнуть к какой-либо «стае» для удовлетворения не всегда осознанной, но от того не менее значимой для подростков потребности в обществе, они чувствуют отчуждённость и одиночество, накапливая гнев и обиду за неприятие. 

Такое фрустрированное состояние закономерно приводит не только к всплескам агрессии – ощущение себя инородным телом в обществе становится предпосылкой к совершению суицида. Тот факт, что большинство «стрелков» после совершения ими преступления пыталось покончить жизнь самоубийством, позволяет некоторым специалистом усматривать в этом преступлении проявление так называемой экстремальной формы суицида.

Заметим, что суицидальное намерение преступника значительно ослабляет роль вооруженных охранников, систем видеонаблюдения и прочих мер безопасности, которые в таких случаях уже не являются сдерживающим фактором.

Между тем, участившиеся всплески необъяснимого насилия, совершаемого в учебных заведениях, никто пока не в силах ни предсказать, ни избежать. Дети убивают детей. Бессмысленно. Бесцельно. Однако, непонимание происходящего и невозможность какого-либо контроля над угрозой, поселяют в обществе особый страх – страх, заставляющий общество с энтузиазмом принимать новые запреты и ограничения, соглашаясь на усиление контроля над частной жизнью в обмен на ощущение безопасности.