Skip to main content
16 апреля, 2024
$ 94.07
99.93

Русский язык забывают в СНГ. Есть ли в этом вина Россотрудничества?

20 июня, 2021, 21:26
Укрепление позиций родной речи агентство безусловно считает своей задачей.
© pixabay.com

Однако существует область, безусловно относящаяся к сфере деятельности Россотрудничества, область, о которой агентство не может заявить, что это не его сфера компетентности. Это распространение за рубежом русского языка. Укрепление позиций родной речи агентство безусловно считает своей задачей, ему посвящен один из разделов на сайте РС, и казалось бы, на этом направлении общество вправе ожидать успехов и вообще активной деятельности.

Формально отделения Россотрудничества действительно регулярно проводят мероприятия и даже целые программы в поддержку русского языка. Однако, если приглядеться внимательнее к тому, чем же конкретно Россотрудничество занимается на местах, остается лишь развести руками.

К примеру, если открыть сайт представительства Россотрудничества на Украине, то, на первый взгляд, дело обстоит неплохо: курсы для школьников, летняя языковая школа, спецкурс “Русская литература”. Однако если приглядеться, то создается полное ощущение работы на галочку.

Так за 2020 год в летней школе “Грамотеи” прошло две смены по девять детей. Конечно, прекрасно, что украинские дети имеют возможность обучаться русскому языку. Но с точки зрения продвижения русского языка в мире 18 учеников за год – это даже не капля в море, ведь речь идет о стране с населением в 40 миллионов человек.  Организованный пару лет назад Россотрудничеством кинолекторий “Прекрасный наш язык” ко Дню русского языка собрал на YouTube менее полутысячи просмотров. И это, в общем, неплохой результат, по сравнению с другими роликами. Разумеется, “непопулярный” не значит “плохой”. Однако с точки зрения популяризации русского языка это то же самое, что полное отсутствие работы: о ролике с таким количеством просмотров можно сказать, что его никто не видел. 

Таким же прискорбным образом дела обстоят не только на Украине. Популяризация русского языка сводится чаще всего к обучениям групп буквально от нескольких до – в лучшем случае – считанных десятков людей. Если на Украине на русском пока что еще говорит более-менее большие группы населения, то, к примеру, в республиках Средней Азии как раз существует огромное пространство для работы. Однако ситуация там не лучше.

Так, для отделения Россотрудничества в Таджикистане успехом можно считать акцию “Тотальный диктант”, в которой приняло участие почти сотня человек на всю страну. Правда, и сам “Тотальный диктант” придумало не Россотрудничество, здесь оно выступило только организатором мероприятия. Между тем, для такой известной и популярной акции сто человек на девятимиллионный Таджикистан – это прискорбный мизер. Обучение таджиков русскому языку – это вопрос, мягко говоря, не праздный – в России живет и работает множество мигрантов из Средней Азии. Однако для Россотрудничества стабильно остается проблемой собрать хотя бы несколько десятков человек на любое мероприятие, касающееся русского языка.

Сходное положение дел – в Киргизии.  Судя по материалам на сайте представительства, распространением русского языка в республике занято Минпросвещения РФ. Зато сам “Русский дом” в Бишкеке в рамках борьбы за укрепление позиций русского языка устраивает публичные чтения Пушкина на киргизском – в среднем, судя по каналу филиала Россотрудничества в Бишкеке на YouTube, эти ролики набирают по двадцать-тридцать (нет, не тысяч) просмотров. Такие блестящие успехи при всем желании не назовешь борьбой за позиции русского языка, это куда больше похоже на попытки сделать для отчетности хоть что-нибудь в надежде, что по поводу эффективности таких усилий вопросов никто не задаст. 

Почему так происходит? Россотрудничество располагает неплохими бюджетами для продвижения своих программ по развитию русского языка. Однако использует оно их с сомнительной эффективностью. К примеру, пятимиллионный контракт на экспертно-аналитическое сопровождение мероприятий по поддержке, продвижению русского языка и образования за рубежом недавно получило неведомое никому ООО “Глэмпинг” из Калязина, состоящее из одного человека, зарегистрированное на вещевом рынке и оказывающее в качестве основного вида деятельности туристические услуги. При таком использовании средств малое количество просмотров у роликов на Youtube выглядит второстепенной проблемой.

Проблема, очевидно, не в отсутствии возможностей, проблема – в нехватке организаторских талантов и компетентности. Работа по распространению русского языка в Таджикистане идет… Только ее ведет не Россотрудничество.

В конце 2020 года Россия выделила финансирование на строительство русскоязычных школ в этой стране. Речь идет о постройке и оснащении образовательных учреждений в Душанбе, Худжанде, Кулябе, Турсунзаде, Бохтаре. В каждой школе планируется обучать по 1,2 тысячи детей. Похожий проект реализуют в Киргизии. Правда, этот проект реализует вовсе не Россотрудничество. Правительство России занимается этим вопросом через Евразийский фонд стабилизации и развития.

Разница масштабов не может не удивлять – пока Россотрудничество занимается обучением буквально отдельных детей и создает видеоролики, которые никто не смотрит, другие российские структуры действуют в той же стране с настоящим размахом. Поневоле приходится задуматься: если функции, возложенные на Россотрудничество, на порядки эффективнее выполняют другие структуры, то для чего вообще стране нужно такое представительство, которое за бюджетные деньги занимается имитацией деятельности?



";