Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 102.5
107.4

Россотрудничество много говорит, но мало делает

03 июня, 2021, 16:01
© Россотрудничество
Федеральное агентство очень любит популистские высказывания, но отчетов об успешных проектах нет с марта.

Сегодня глава Россотрудничества Евгений Примаков заявил о том, что за рубежом постепенно возрастает необходимость и интерес в изучении русского языка. Но насколько это заявление соответствует действительности? 

 «На низовом уровне — это курсы, классы, семинары, которые открываются на районе, при местных школах, в частном порядке и так далее. Потому что русский язык снова становится востребованным. С Россией интересно торговать. С Россией интересно иметь дело. В Россию интересно ехать учиться. В Россию интересно ехать переселяться даже. Мы даже видим рост интереса к России в США»,

рассказал Примаков. 

Это заявление нисколько не совпадает с реальным отношением к России в мировом сообществе. Интерес есть, но связан он чаще всего с обвинениями и санкциями.  Русский язык не продвигает даже само Россотрудничество. За последнее время успехами они могут порадовать только из соседней Армении и Танзании. 

В остальном все продвижение российской культуры ограничивается открытием «русских домов» в странах третьего мира и редкими культурными мероприятиями. 

Что нисколько не соотносится с гигантскими бюджетами, которые выделяются агентству. И которые уходят в никуда. Россотрудничество за бюджет отчитывается книжными ярмарками русской литературы в Катманду и куклами “Берегиня”. Еще “Диктанты Победы” в Минске проводило и на медикаменты для ливанцев финансы собирало. Больше громких кейсов у ведомства нет. 

Когда в 2020 году главой стал Евгений Примаков, все вначале надеялись на какие-то серьезные реформы в работе агентства. Реформ не случилось. Активной работы тоже. Даже на сайте Россотрудничества последний отчет о работе датирован 16 марта. Больше новостей нету. 

В настоящее время Россотрудничество представлено в 80 странах мира 97 представительствами: 73 российских центра науки и культуры в 62 странах, 24 представителя Агентства в составе посольств в 21 стране. Максимальное количество мероприятий на каждое представительство – одно в месяц. 

Похоже это на активное продвижение российской идеи? Не особо. 

Как ранее заявлял экс-спикер парламента ДНР Андрей Пургин, Россотрудничество скорее дискредитирует «русскую идею», чем ее реально продвигает. 

«Россия спускала какие-то невероятные суммы на Россотрудничество, на какие-то пафосные мероприятия в пятизвездочных отелях, не имевшие никакого практического смысла», – объяснял Пургин. – Кстати, именно после этих мероприятий в обиход вошел мем «профессиональные русские». Всё это было полной противоположностью тому, как действовали американцы. Они как раз таки работали с гражданским обществом, очень много грантов и программ действительно помогали улучшить жизнь. Такая активная работа в качестве результата приносила, как минимум, не враждебное отношение к Западу среди гражданского общества. Россотрудничество так неумело». 

Даже в своем интервью Примаков, указывает, что успехи Россотрудничества далеки от идеала. Например, агентство до сих пор ничего не может открыть в Прибалтике. 

«Будь мы НКО или фондом, мы бы, соблюдая местное законодательство, пришли туда и открыли представительство, Русский дом. Но в нынешней структуре мы можем это сделать, только если есть межправительственное соглашение. Или хотя бы обмен нотами между внешнеполитическими ведомствами»,

утверждает Примаков.

Попытку «перевести стрелки» на российский МИД назвать успешной нельзя. В отличие от Россотрудничества Министерство иностранных дел активно выполняет прибалтийские задачи и успешно взаимодействует с местными дипломатами. Так что дипломатические кейсы есть, «русских домов» только нет. 

Впрочем, готов Примаков переложить ответственность и на собственных соотечественников, проживающих в Прибалтике. 

«Пусть наши соотечественники продемонстрируют интерес тоже. Пусть они откроют какие-нибудь свои неправительственные организации, свои фонды, свои НКО, пусть назовут их Русскими домами»,  

заявил глава агентства. 

Вот в этой фразе и есть вся работа «Россотрудничества». Агентство готово прийти на уже окученную кем-то поляну. Саму создавать платформу для продвижения России агентство не готово. Или возможно просто не может.