Skip to main content
7 ноября, 2024
$ 98.07
105.5

Ресторан, фаст-фуд или «на вынос»: какие кафе выбирают россияне в кризис

09 ноября, 2022, 11:58
© unsplash.com

Россияне стали предпочитать фаст-фуд кафе рестораны среднего и высокого класса. Пока таким заведениям удается держаться на плаву, но аналитики прогнозируют снижение доходов соотечественников, и как следствие падение спроса на посещение ресторанов.

Так, специалисты аналитической компании INFOLine выяснили, что оборот общественного питания в РФ в 2021 году вырос на 26,7%, составив 2,8 трлн рублей прибыли. В первом полугодии 2022-го доход составил 1,5 трлн рублей. При этом доминантными являются заведения с полным обслуживанием, начиная от кафе среднего класса, заканчивая дорогими ресторанами, пишет NEWS.ru со ссылкой на данные исследования.

При этом специалисты пришли к выводу, что россияне тратят в таких заведениях больше, чем в фастфуд-кафе. Разумеется, основная причина – это разница в ценах между бывшим «Макдональдсом» и рестораном с качественным сервисом и авторским меню. Однако посещаемость таких мест не снижается.

Второе по популярности место на рынке общепита занимают именно точки быстрого питания. Но здесь динамика другая, поскольку часть ресторанных игроков из-за рубежа покинула российский рынок, а оставшиеся только начинают адаптироваться к новым условиям работы.

Третью позицию в сфере общественного питания занимает сегмент Grab&Go, то есть еда с собой или на ходу. Им принадлежит 5% рынка. При этом аналитики напоминают, что особую популярность такой вид ресторанного бизнеса получил в период пандемии и изоляции. В 2020-2021 годах все кафе и точки питания, включая ларьки с шаурмой, начали перестраиваться на доставку, чтобы не потерять клиентов. Поскольку за два года россияне привыкли к такому формату, доставки и еда на вынос актуальны до сих пор. К тому же, такой подход позволяет сэкономить не только деньги, но и время.

Руководитель направления «Потребительский рынок» INFOLine Светлана Силенина отмечает, что отрасль по-прежнему сталкивается с рядом вызовов. В первую очередь, это попытки сдерживания роста стоимости блюд на фоне роста цен на продукты. Вместе с этим растут и арендные ставки и увеличивается потребность персонала в повышении оплаты труда. К слову, с набором и удержанием сотрудников тоже возникает сложность, так как растет конкуренция на рынке.

Силенина отмечает, что доминирующими остаются сети быстрого обслуживания и точки питания, предлагающие еду на вынос. В то же время полностью отказаться от посещения ресторанов с приятной атмосферой люди не готовы.

Доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Плеханова Мария Долгова добавила, что цены на блюда в общепите растут активнее стоимости продуктов, так как владельцам нужно оплачивать аренду и услуги ЖКХ.

«Поэтому если кто-то привык заказывать еду в ресторанах, то пока, хоть и не отказывается от привычек, но начинает обращаться в более дешевые заведения»,

отмечает Долгова.

В результате снижаются продажи у дорогих ресторанов. Не относится это лишь к крупным городам, куда круглый год едут туристы, не имеющие возможности выехать за границу. В регионах же ситуация отличается, так как многие завсегдатаи баров, кафе и ресторанов покинули страну. Однако катастрофического вала банкротств заведений в ближайшие несколько месяцев не предвидится, уверена экономист.

«Просто они могут начать оказывать более дешевые услуги, сокращать свои филиалы и уходить в онлайн, экономя на аренде. Но ситуация меняется быстро, и что мы увидим после высокого новогоднего спроса на кафе, сказать трудно»,

заключила Долгова.