Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 100.6
107.4

QR-код, вакцинация и медотвод: на что имеет право каждый человек в России

24 ноября, 2021, 19:09
© Кирилл Зыков / Агентство «Москва»

В России разработали лекарство от COVID-19, активно вводят обязательную вакцинацию людей в возрасте старше 60 лет и создают базу тех, кому требуется медицинский отвод от прививки. Вот только получить справку с медотводом достаточно сложно. Журналисты Царьграда в беседе с экспертами выясняли, на что у россиян действительно есть право.

Роскомнадзор предписал своим территориальным отделениям сообщать в следственные органы и прокуратуру данные о гражданах, которые участвуют в антипрививочной кампании, а особое внимание ведомство попросило обратить на врачей, которые выступают против вакцинации.

При этом люди, особенно пожилого возраста, все чаще жалуются на то, что им отказывают в приеме в поликлиниках, если они не сделали прививку. Насколько правомерны такие отказы и какие есть основания для получения медицинского отвода?

Предъявите QR-код

Софья Сандурская / Агентство «Москва»

Разобраться в этом нелегком вопросе помогли иммунолог, эксперт по общественному здоровью и международному здравоохранению, кандидат медицинских наук Николай Крючков, а также доктор медицинских наук Владислав Шафалинов и юрист, эксперт по качеству оказания медицинской помощи Иван Печерей.

В Ленинградской области произошел случай: 74-летняя женщина, страдающая болезнью Паркинсона, два дня не могла записаться к врачу-дерматологу. Когда она сказала, что прививку от коронавируса не делала, что она инвалид второй группы, ей отказали в записи на прием. При этом в платной поликлинике принимают без QR-кода, но только стоит это дорого.

Аналогичная ситуация произошла с еще одной пенсионеркой, которой отказали в приеме к окулисту из-за отсутствия QR-кода.

Непонятно, есть ли основания для подобного отказа на уровне поликлиники? Может быть, это действительно, в первую очередь, забота о самом пациенте?

Николай Крючков отметил, что в соответствии с документами регионального Минздрава, в поликлинике издается приказ главврача или его заместителя по лечебной работе об ограничении планового приема граждан без сертификатов у каких-либо специалистов. Это не касается экстренного приема.

Конечно же, это странная ситуация. Например, пожилой человек с хроническим заболеванием хочет попасть на прием к врачу, чтобы узнать, есть ли у него медицинские противопоказания к вакцинации. Сам пациент об этом может не знать. И получается, что ему, чтобы получить медицинский отвод, необходимо принести справку о вакцинации. Логики тут нет. Такие требования – чистый абсурд, возмутился Крючков.

При этом он смог объяснить, с чем это связано. В эту поликлинику ходят и другие пожилые граждане, у которых нет противопоказаний к вакцинации или которые считают, что прививаться надо, – точка зрения, учитывая их возраст, разумная. Стоит ли их, даже если они вакцинированы, подвергать излишнему риску?

Из этой ситуации, по мнению эксперта, есть довольно простой выход. Можно в поликлинике определить несколько дней, когда принимают лишь тех, у кого есть сертификаты, а в остальные дни принимать всех остальных.

«По форме правильно, но по существу…»

Кирилл Зыков / Агентство «Москва»

Владислав Шафалинов тоже высказался про эту ситуацию. По его словам, многие решения по санитарно-эпидемиологическим мерам в России принимались в режиме «панической импровизации», в том числе решение о недопуске плановых больных.

Он согласен с механизмом, который расписал Крючков. Однако, как в 1921 году сказал Ленин: «По форме правильно, а по существу издевательство получается». Тут ситуация аналогичная.

Конечно же, можно было бы разделить дни посещений поликлиник, когда ходят здоровые, когда – «не очень здоровые». Однако для этого необходимо сделать хотя бы элементарное – осмотр терапевта, выявление анамнеза и проведение тромбометрии. В чем главный риск? Того, что человек находится или в инкубационном периоде и уже заболеет, или он уже болен.

Защищать свои права можно и в суде

Софья Сандурская / Агентство «Москва»

С юридической точки зрения самый лучший вариант в сложившейся ситуации – обращение в страховую медорганизацию, где пациентка застрахована, где ей оформляли полис ОМС. Эта организация осуществляет контроль за оказанием медицинской помощи данному человеку, отметил Иван Печерей.

По его словам, есть так называемый институт страховых представителей, занимающийся именно контролем оказания медпомощи населению и реагирующий на их жалобы. Именно страховая медицинская организация инициирует обращение в поликлинику, где человек получил отказ. То есть страховая компания выступает в роли адвоката.

В практике юриста были случаи, когда пациенты, получив отказ в плановой или экстренной медицинской помощи, обращались в коммерческие медицинские центры, а после уже в судебном порядке требовали от медорганизаций, где получили отказ в обслуживании по ОМС, выплатить компенсацию понесенных расходов. Причем такие дела можно выиграть.

Между тем, многие хронические заболевания и аллергии не могут являться причиной отказа от прохождения вакцинации против коронавирусной инфекции. Получить медицинский отвод можно лишь в двух случаях: тяжелая аллергия или гиперчувствительность в анамнезе человека на компоненты ранее введенных вакцин.