Skip to main content
30 апреля, 2024
$ 91.78
98.03

На фото в журнале «Самый красивый дом в Америке» замечены якобы украденные камбоджийские реликвии

17 августа, 2022, 13:22

Разворот январского выпуска Architectural Digest в 2021 году стал очередным напоминанием о роли частных коллекционеров в тайной торговле древностями. В этом журнале опубликовали фото домов, принадлежащих семье миллиардера Линдеманна, на которых эксперты заметили артефакты, представляющие собой часть культурного наследия Камбоджи.

© Скриншот видео
Кхмерские реликвии

Согласно публикации International Consortium of Investigative Journalists, на снимках были запечатлены шикарные интерьеры резиденции в Сан-Франциско, которая стоит около 42 млн долларов, а также виды на залив и двухэтажный центральный двор. Однако журналисты-расследователи отметили, что в журнале на фото двора по бокам стоят пустые пьедесталы, а на сайте архитектора на них размещены древние кхмерские скульптуры.

Правительство Камбоджи распознало в этих артефактах каменные реликвии в виде голов демонов и богов, много лет назад украденные из священного места. При этом владельцы особняка – писательница и юрист Слоан Линдеманн Барнетт и глава компании по производству пищевых добавок Роджер Барнетт – не комментируют ситуацию.

Коллекция артефактов или улики?

Отмечается, что статуи в их дворе входят в более крупную коллекцию кхмерских реликвий, которой владеют их родители-миллиардеры. В 2008 году она также появилась на развороте Architectural Digest с комментарием, что это «одна из величайших коллекций искусства Юго-Восточной Азии, находящихся в частных руках». При этом камбоджийские власти называют эти артефакты разграбленными древностями, а два из них соотносят с десяткой самых важных реликвий, украденных из страны.

«Это не просто искусство. Мы верим, что каждый из них содержит души наших предков»,

отмечает археолог Софеап Меас.

Вопросы к Линдеманнам по поводу кхмерской коллекции возникли и у Министерства внутренней безопасности США. Однако их не обвиняют в каких-либо правонарушениях. Также речь не идёт о возврате артефактов.

Журналисты-расследователи против мародёров

Эта ситуация стала частью более масштабного расследования о судьбе множества реликвий, проведённого ICIJ, Finance Uncovered и Washington Post. Некоторые из них не просто оседают в частных коллекциях, а выставляются в западных художественных музеях. При этом путь таких реликвий связан с мародёрством и непрозрачным миром торговли древностями.

Репатриировать такие артефакты довольно сложно. Кроме того, такие расследования затратны и редко приводят к реальным наказаниям для виновных, поэтому считаются малоприоритетными.

По словам бывшего офицера таможенной и пограничной службы США Доменика ДиДжованни, на арт-рынке эта проблема является системной. Необходимость что-то вернуть не заставит частных коллекционеров и дилеров отказаться от покупки краденых произведений искусства.

Отследить и вернуть

Для Камбоджи артефакты и древности являются не только культурной, но и экономической ценностью, так как страна получает значительный доход от туризма, на который приходится порядка 18,7% роста ВВП. Три из древних храмовых комплексов Камбоджи входят в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, ещё семь предварительно в него добавлены. Почти все они подверглись разграблению. Особенно разрушительными стали 1970-е годы, когда этим занимались военные группы.

Сложно сказать, сколько артефактов было утрачено из-за мародёрства в этот период. По данным археологов, через дилеров прошли тысячи экспонатов, осевших в музеях и частных коллекциях. Министерство культуры и изящных искусств Камбоджи собрало команду из 40 археологов, исследователей, юристов и искусствоведов для возвращения кхмерских сокровищ на родину.

Было обнаружено порядка 2 тыс. предположительно украденных реликвий, но убедить нынешних владельцев вернуть их – сложная задача, так как камбоджийские следователи не всегда могут их даже отследить.

Юристы отмечают, что здесь есть несколько путей. Первый из них – попросить, но он чаще срабатывает с музеями, чем с частными коллекционерами, так как они испытывают общественное давление.

Второй путь – подать иск в федеральный суд. При этом правительства нередко не прибегают к такой тактике из-за больших издержек.

Есть и третий путь – попросить иностранное правительство вмешаться в ситуацию. Именно на этот шаг пошла Камбоджа. Но даже в случае, если имеются все доказательства происхождения древностей, на победу в суде в таком случае могут потребоваться годы. Но шанс получить обратно артефакты у Камбожди всё же есть.

В Крыму ранее встал вопрос о возвращении скифского золота. Музейные экспонаты в 2014 году вывезли в Амстердам, а после экспозиции решили отправить в Киев. Затем началось судебное разбирательство, на время которого золото осталось в Нидерландах.



";