Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 100.6
107.4

На фото в журнале «Самый красивый дом в Америке» замечены якобы украденные камбоджийские реликвии

17 августа, 2022, 13:22
© Скриншот видео
Кхмерские реликвии

Разворот январского выпуска Architectural Digest в 2021 году стал очередным напоминанием о роли частных коллекционеров в тайной торговле древностями. В этом журнале опубликовали фото домов, принадлежащих семье миллиардера Линдеманна, на которых эксперты заметили артефакты, представляющие собой часть культурного наследия Камбоджи.

Согласно публикации International Consortium of Investigative Journalists, на снимках были запечатлены шикарные интерьеры резиденции в Сан-Франциско, которая стоит около 42 млн долларов, а также виды на залив и двухэтажный центральный двор. Однако журналисты-расследователи отметили, что в журнале на фото двора по бокам стоят пустые пьедесталы, а на сайте архитектора на них размещены древние кхмерские скульптуры.

Правительство Камбоджи распознало в этих артефактах каменные реликвии в виде голов демонов и богов, много лет назад украденные из священного места. При этом владельцы особняка – писательница и юрист Слоан Линдеманн Барнетт и глава компании по производству пищевых добавок Роджер Барнетт – не комментируют ситуацию.

Коллекция артефактов или улики?

Отмечается, что статуи в их дворе входят в более крупную коллекцию кхмерских реликвий, которой владеют их родители-миллиардеры. В 2008 году она также появилась на развороте Architectural Digest с комментарием, что это «одна из величайших коллекций искусства Юго-Восточной Азии, находящихся в частных руках». При этом камбоджийские власти называют эти артефакты разграбленными древностями, а два из них соотносят с десяткой самых важных реликвий, украденных из страны.

«Это не просто искусство. Мы верим, что каждый из них содержит души наших предков»,

отмечает археолог Софеап Меас.

Вопросы к Линдеманнам по поводу кхмерской коллекции возникли и у Министерства внутренней безопасности США. Однако их не обвиняют в каких-либо правонарушениях. Также речь не идёт о возврате артефактов.

Журналисты-расследователи против мародёров

Эта ситуация стала частью более масштабного расследования о судьбе множества реликвий, проведённого ICIJ, Finance Uncovered и Washington Post. Некоторые из них не просто оседают в частных коллекциях, а выставляются в западных художественных музеях. При этом путь таких реликвий связан с мародёрством и непрозрачным миром торговли древностями.

Репатриировать такие артефакты довольно сложно. Кроме того, такие расследования затратны и редко приводят к реальным наказаниям для виновных, поэтому считаются малоприоритетными.

По словам бывшего офицера таможенной и пограничной службы США Доменика ДиДжованни, на арт-рынке эта проблема является системной. Необходимость что-то вернуть не заставит частных коллекционеров и дилеров отказаться от покупки краденых произведений искусства.

Отследить и вернуть

Для Камбоджи артефакты и древности являются не только культурной, но и экономической ценностью, так как страна получает значительный доход от туризма, на который приходится порядка 18,7% роста ВВП. Три из древних храмовых комплексов Камбоджи входят в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, ещё семь предварительно в него добавлены. Почти все они подверглись разграблению. Особенно разрушительными стали 1970-е годы, когда этим занимались военные группы.

Сложно сказать, сколько артефактов было утрачено из-за мародёрства в этот период. По данным археологов, через дилеров прошли тысячи экспонатов, осевших в музеях и частных коллекциях. Министерство культуры и изящных искусств Камбоджи собрало команду из 40 археологов, исследователей, юристов и искусствоведов для возвращения кхмерских сокровищ на родину.

Было обнаружено порядка 2 тыс. предположительно украденных реликвий, но убедить нынешних владельцев вернуть их – сложная задача, так как камбоджийские следователи не всегда могут их даже отследить.

Юристы отмечают, что здесь есть несколько путей. Первый из них – попросить, но он чаще срабатывает с музеями, чем с частными коллекционерами, так как они испытывают общественное давление.

Второй путь – подать иск в федеральный суд. При этом правительства нередко не прибегают к такой тактике из-за больших издержек.

Есть и третий путь – попросить иностранное правительство вмешаться в ситуацию. Именно на этот шаг пошла Камбоджа. Но даже в случае, если имеются все доказательства происхождения древностей, на победу в суде в таком случае могут потребоваться годы. Но шанс получить обратно артефакты у Камбожди всё же есть.

В Крыму ранее встал вопрос о возвращении скифского золота. Музейные экспонаты в 2014 году вывезли в Амстердам, а после экспозиции решили отправить в Киев. Затем началось судебное разбирательство, на время которого золото осталось в Нидерландах.