Черное море под угрозой: мазут, дельфины и экологические вызовы
15 декабря 2024 года в Черном море, произошла первая в мире авария, связанная с тяжелым топливом, а именно разлив мазута в Керченском проливе. В статье LIVE24 мы рассмотрим последствия этого инцидента и то, как именно он затронул экологию региона.
“Неужели это самый примитивный метод очистки пляжей от мазута? Разве в мире нет более современных технологий для борьбы с такими загрязнениями?”
Наверняка подобные мысли возникали у вас, когда вы читали новости о произошедшей катастрофе. Было непонятно, почему основным инструментом для устранения последствий стали волонтеры с лопатами и мешками.
Напомним, 15 декабря в Керченском проливе во время шторма затонули два танкера “Волгонефть 212” и “Волгонефть 239”. Сильный шторм разрушил их корпуса, повредив емкости с мазутом. По данным Минтранса, в воду попало около 2400 тонн топлива. Уже 17 декабря часть мазута вынесло на берег в районе Анапы, Темрюка и Керчи, загрязнив 54 км побережья.
Специалисты установили, что разрушились четыре емкости с мазутом, остальные остались целы. Морспасслужба отметила, что это первая в мире авария с использованием тяжелого мазута марки М100. Этот вид топлива, получаемый из нефтяных остатков, отличается высокой плотностью и вязкостью. Он застывает при +25°C, не всплывает на поверхность, а оседает на дно или плавает на глубине.
Технологий для его удаления из воды пока не существует, поэтому основной метод ручной сбор на берегу. Многочисленные эксперты, предупреждают, что последствия аварии будут долгосрочными. Мазут, состоящий из тяжелых, средних и легких фракций, продолжит мигрировать, угрожая экосистеме региона.
Экологи провели исследование касательно температур, при которых мазут начинает всплывать на поверхность воды. В ходе своих экспериментов они выяснили, что уже при температуре 23-24 градуса по Цельсию вязкость мазута значительно снижается, что приводит к образованию так называемых мазутных сталагмитов на дне контейнера. При достижении температуры в 25 градусов мазут начинает всплывать. Это открытие имеет серьезные экологические последствия, особенно в контексте летних температур в Черном море, которые могут достигать таких значений на глубинах до 15-20 метров.
По словам специалистов вся узкая прибрежная зона шельфа у Анапы, начиная от мыса Панагия и заканчивая морским вокзалом Анапы, а также южная часть Керченского полуострова до Феодосии имеют глубины до 20 метров. Это означает, что весь мазут, который осел на дно в этих районах, летом начнет всплывать, превращаясь в эмульсию и вновь попадая на берега.
Ученые также отмечают, что мазут может оставаться в морской воде от месяца до нескольких лет, пока его не разложат бактерии. Однако возникает вопрос: почему в первые дни после разлива мазут заполнил прибрежные воды Анапы именно в виде эмульсии, а позже на берег начали выбрасываться вязкие сгустки?
Это объясняется тем, что в первые дни мазут был теплым, так как его подогревали в танкерах. Однако по мере остывания он начал застывать и терять свою текучесть. Мазут, попадая в воду, активно поглощает кислород, что приводит к снижению уровня кислорода в водной среде и уменьшению кормовой базы для морских обитателей. Это особенно опасно для рыбы и других морских животных.
Центр «Дельфа» сообщил, что на 5 января 2025 года было найдено 32 дельфина, погибших в результате разлива топлива. Судя по состоянию тел, основная часть этих животных, вероятно, погибла в первые 10 дней после катастрофы, и сейчас их продолжает выбрасывать на берег. В основном пострадали азовки, которые всегда были наиболее уязвимыми среди китообразных. Ожидается, что в ближайшие месяцы число пострадавших дельфинов может увеличиться в разы.
Разлив мазута в Черном море стал настоящей экологической катастрофой, последствия которой могут ощущаться долгое время. Мазут не только угрожает морской флоре и фауне, но и наносит ущерб прибрежным экосистемам, что в свою очередь может повлиять на экономику региона, зависящую от рыболовства и туризма. Важно отметить, что разливы нефти и мазута в морских водах являются глобальной проблемой, с которой сталкиваются многие страны.
В последние годы наблюдается увеличение числа инцидентов, связанных с утечками углеводородов, что вызывает обеспокоенность у экологов и ученых. Для борьбы с этой проблемой необходимо не только улучшение технологий по предотвращению разливов, но и разработка эффективных методов ликвидации последствий, а также активное вовлечение общественности в защиту окружающей среды.
Также стоит упомянуть о том, что в случае разлива мазута необходимо оперативно реагировать на ситуацию. Это включает в себя как мониторинг состояния экосистемы, так и проведение исследований, направленных на оценку воздействия на морскую жизнь. Важно учитывать, что некоторые виды морских обитателей могут быть более уязвимыми к загрязнению, чем другие, и для их защиты могут потребоваться специальные меры.
Кроме того, необходимо проводить образовательные кампании для местного населения и туристов, чтобы повысить осведомленность о проблемах, связанных с загрязнением морей. Осознание важности охраны окружающей среды может способствовать более ответственному поведению людей и снижению негативного воздействия на природу.
Таким образом, разлив мазута в Черном море является сложной проблемой, требующей комплексного подхода. Это не только угроза для экосистемы, но и вызов для общества, требующий совместных усилий всех заинтересованных сторон для защиты морской среды и сохранения биоразнообразия.
Ранее LIVE24 сообщало, что на побережье Кубани зафиксированы новые выбросы мазута.
Подписывайтесь на Новости LIVE24.RU и на наш канал в Дзенe. Следите за главными новостями России и Мира в telegram-канале LIVE24.RU.