Skip to main content
13 декабря, 2024
$ 103.9
110.4

Лингвист рассказала, изменятся ли русские ругательства из-за тренда на толерантность

18 мая, 2020, 16:32
Младший научный сотрудник Института Лингвистических Исследований РАН Полина Оскольская рассказала о вероятности естественной ликвидации, спровоцированной некоторыми метаморфозами относительно социальной сферы и изменением глобальных трендов в сфере общественного мнения, специфических слов лексики сниженной стилистической окраски.

О том, что будет с такими обидными ругательствами, истинная семантика которых берет свои корни в сфере психологии и психиатрии, специалист сообщила изданию «Слово и Дело».

– Делать какие бы то ни было прогнозы – дело очень неблагодарное, подчеркнула Полина Оскольская. – Тем более сложно заявлять о том, что будет в отдаленном будущем с конкретными словами. Могу только озвучить некоторые варианты развития событий.

По мнению лингвиста, любая языковая система служит, в том числе, и для конкретного выражения каких-либо чувств.

– Именно поэтому, если какие-то чувства мы себе запрещаем себе испытывать, то и слова, которые символизируют эти чувства, являются «плохими», – объяснила специалист. – И им начинают искать замену. Например, слово «жиды». В XIX веке его это слово употребляли постоянно, так же, как сейчас употребляют слова «хохлы» и «чурки». Сейчас «жидов» почти невозможно услышать в пространстве какого-либо дискурса.


По словам лингвиста, причиной подобного исчезновения слова стали исторические события XX века – Холокост и еврейские погромы в Российской Империи.

– В качестве альтернативы можно привести пример, касающийся того отношения к людям с инвалидностью, – рассказала Оскольская. – То же слово «инвалид» сначала было достаточно нейтральным, а потом постепенно стало приобретать негативный оттенок.

Однако, сейчас общество занято поиском замены данного слова из-за стремления защитить права людей, имеющих какие-то заболевания или ограничения, связанные со здоровьем.

– Несмотря на то, что словосочетание «человек с ограниченными возможностями» является очень тяжеловесным, именно ему, судя по всему, и суждено заменить слово «инвалид», – объяснила лингвист. – Оно более терпимое с точки зрения господствующей этики.

Также, по мнению эксперта, именно стремление людей как-то завуалировать явления, которые им неприятны, толкают их на вербальную сублимацию. Продукт именно этого процесса и принято называть «эвфемизмами».

Данный механизм хорошо иллюстрируют слова «пожилой», которым принято заменять в печати слово «старый». Бывает, что даже после замены слова неприятный подтекст никуда не исчезает, и тогда поиски продолжаются. Например, слово «туалет» пытались заменить словом «сортир», но вышло средне. Чаще всего люди стараются заменять все, что придумано на эту тему, расплывчатым и безопасным «Можно выйти?».

– Что касается слов «дебил», «идиот» и «олигофрен» и «идиот» – главная сложность заключается в том, что эти слова не только имеют негативную эмоциональную окраску, но и обозначают конкретные медицинские заболевания, – рассказала Оскольская. – А это значит, что если мы хотим демонстрировать сострадание к тем, кто болен, то должны найти замену всем вышеперечисленным словам. Возможно и полное исчезновение этих слов из разговорного языка. Подобные процессы уже происходят – например, все чаще используют словосочетание «умственная отсталость». Если же о тех, у кого есть какие-то заболевания, будут чаще писать в СМИ, то и отношения к ним изменится. А значит и полностью отпадет необходимость в том, чтобы чем-то заменять эвфемизмы.