23 августа, 2021, 11:28
Обновлено 11:54

Учёные выявили влияние коронавируса на ДНК человека

Влияние патогена отмечается на протяжении более 20 тыс. лет.

Ольга Воронцова
Учёные выявили влияние коронавируса на ДНК человека
Фото: © Pexels.com

Исследования показали, что только за последние 20 лет человечество столкнулось с тремя эпидемиями различных коронавирусов – SARS, MERS и COVID-19. Самая ранняя разновидность HCoV-NL63 перешла от животных к людям примерно 820 лет. Однако специалисты из Квинслендского технологического университета и Университета Аделаиды выяснили, что эти возбудители поражают человека более 20 тыс. лет.

При поддержке учёных из Аризонского и Калифорнийского университетов был разработан новый метод. Как сообщает РИА «Новости» со ссылкой на данные исследования, они искали не сами коронавирусы, а следы их воздействия на геном человека. Для этого использовались сведения крупнейшего общедоступного каталога ДНК человека, представленного проектом 1000 Genomes. Исследователи искали в генах 25 тыс. представителей 26 популяций мира изменения, связанные с экспрессией белков, которые взаимодействуют с коронавирусом.

Учёные отмечают, что такие эффекты возбудитель мог оказать только в случае взаимодействия с людьми на протяжении нескольких столетий. Как и прочие патогены, древний коронавирус адаптировался к иммунитету человека и мутировал, чтобы обойти эту защиту. В частности, меняются белки. Организм отбирает варианты генов, обеспечивающих лучшую защиту от инфекций. Через несколько десятков поколений такие изменения закрепляются в популяции.

Выяснилось, что у жителей ряда стран Восточной Азии (Япония, Китай, Корея, Вьетнам и Монголия) они наблюдались ещё в эпоху палеолита. При помощи компьютерных исследований выяснилось, что накопление изменений имеет несколько пиков, самый сильный из которых во всех 42 маркерных генах отмечен примерно 20 – 25 тыс. лет назад.

Специалисты германского Института эволюционной антропологии Макса Планка отметили, что, наряду с защитными изменениями в геноме присутствует и «аллель риска». Это участок третьей хромосомы длиной в 0,002% генома, который усиливает восприимчивость к вирусам. Только африканцы не получили его от неандертальцев. В Европе «аллель риска» есть у 8% людей, а в Южной Азии количество его носителей достигает трети от общего количества населения.

Эти исследования доказывают, что формирование коллективного иммунитета естественным путём является довольно долгим процессом. Ускорить его можно только путём вакцинации.

Примером подстройки коронавируса к человеческому иммунитету можно назвать возникновение в Индии штамма «дельта». Как стало известно LIVE24, существующие вакцины могут справляться с ним хуже, чем с предыдущими разновидностями. Британские учёные опасаются, что для борьбы с этим штаммом придётся создавать новые вакцины.