02 августа, 2021, 21:30
Обновлено 21:30

Стали известны детали рекордно длинного случая коронавируса

Женщина болела почти год.

Андрей Гольев
Стали известны детали рекордно длинного случая коронавируса
Фото: © Кирилл Зыков / Агентство «Москва»

Группа ученых из Сколтеха опубликовала исследование, в котором был подробно описан рекордно длинный случай коронавируса, продлившийся 318 дней.

Пациентка, которые исследователи обозначили как С, была больной неходжкинской B-клеточной лимфомой и получила положительный тест на COVID-19 в апреле прошлого года, а первый отрицательный тест почти через год – в марте этого года. За это время она несколько раз страдала от серьезных симптомов, в том числе жара и воспаления легких.

Специалисты проследили за эволюцией коронавируса SARS-CoV-2 в организме женщины с помощью полногеномного секвенирования и филогенетического анализа, которые подтвердили, что она все это время страдала одной и той же инфекцией. За год вирус мутировал 40 раз, что гораздо быстрее, чем это происходит в популяции. Коронавирус адаптировался к организму пациентки, улучшая свою способность выживать и быстрее размножаться. Некоторые мутации даже затронули S-белок и были аналогичны тем, что наблюдались у других больных.

Научное сообщество считало, что мутации в S-белке закрепляются в ответ на действие нейтрализующих антител, но пациентка С не имела В-лимфоцитов, и у нее почти не было антител IgG. К тому же многие мутации пришлись на белки, которые не находятся на поверхности вирусной оболочки. Это объясняется тем, что у женщины все еще действовал Т-клеточный иммунитет, способный распознавать любые белки, которые закодированы в геноме вируса. Получается, что вирус SARS-CoV-2 обзавелся защитой, которая позволила ему противостоять только сохранившейся у пациентки части иммунитета.

Авторы исследования подчеркнули, что мутации, которые были накоплены вирусом, в итоге позволяли ему направленно уклоняться от презентации антигенов аллелями главного комплекса гистосовместимости (ГКГ) пациентки, делая Т-клеточный иммунный ответ почти бесполезным. ГКГ презентует чужеродные молекулы Т-клеткам для распознавания и последующего уничтожения патогена.

Ученые полагают, что новые штаммы, отличающиеся повышенной сопротивляемостью к антителам, тоже могли появиться и быстро накопить мутации в организме своих носителей с ослабленным иммунитетом.

Ранее группа ученых из Медицинского центра Университета Питтсбурга выяснила, что вакцинация от коронавируса не обеспечивает защиту людей с ослабленным иммунитетом. В исследовании приняли участие добровольцы, перенесшие трансплантацию паренхиматозных органов, аутоиммунные заболевания, рак крови, а также опухоли и ВИЧ.