23 августа, 2021, 8:43
Обновлено 9:30

Сибирские ученые рассчитали «предел прочности» человека

Речь идет о стрессовых условиях в различной среде, начиная от климатических изменениях, заканчивая социальными факторами.

Сибирские ученые рассчитали «предел прочности» человека
Фото: © pixabay.com

Ученые Сибирского федерального университета (СФУ) в составе международного коллектива исследователей нашли универсальный математический метод, который позволяет предвидеть наступление кризиса в организме человека. Открытие поможет скорректировать негативные изменения в теле и улучшить процесс адаптации в медицине, экологии, спорте и других сферах.

Журнал Physics of Life Reviews опубликовал результаты и подробности исследования. Группа российских и британских специалистов под руководством Александра Горбаня улучшила концепцию биологической адаптации организма, создав метод корреляционной адаптометрии. С помощью этого подхода можно оценивать состояние биологических и социальных систем во время адаптации к стрессовым факторам окружающей среды.

При увеличении адаптационной нагрузки взаимосвязь (корреляция) между параметрами системы увеличивается, но значения каждой из них растут по-своему, а связи между ними становятся все более однотипными.

Далее ученые решили проанализировать не динамику изменений отдельных параметров системы, а совокупность связей между ними. Для этого исследователи развили идею корреляционных графов. Это математическое понятие, обозначающее совокупность объектов некоторого множества и парных связей между собой. Вершины такого графа – различные характеристики организма, а связи между ними – существенные взаимосвязи.

«Человека можно охарактеризовать огромным количеством информации, упакованной в суперсеть. Такая методология обеспечивается корреляционными графами, которые детально рассмотрены в этой увлекательной и глубокой статье»,

пояснил профессор Математического факультета Университетского колледжа Лондона Алексей Заикин.

Само явление, которое решились анализировать ученые, получило название «эффект группового стресса». Для приспособления к стрессу организм тратит так называемую адаптационную энергию. Руководитель работы, заведующий Центром искусственного интеллекта, анализа данных и моделирования Университета Лестера (Великобритания) Александр Горбань отметил, что по аналогии с аналогично истинно физической термодинамикой в подходе исследователей можно ввести понятия адаптационной энтропии и свободной энергии.

Новый подход помогает моделировать и своевременно предотвращать негативные последствия для организма человека в области кардиологии, онкологии, психиатрии и других.

«Предложенный подход поможет не только разобраться в сложностях процесса старения, но и создать новую «медицину старения» и, прежде всего, открыть новые инструменты, способные предсказывать траектории будущего здоровья человека»,

прокомментировал исследование профессор Клаудио Франчески, главный редактор ведущего международного журнала в области старения и возрастных заболеваний «Обзоры исследований старения».

В качестве адаптационной среды понимается как климат, так и социальные факторы. Человек чувствует стресс в экстремально жаркой или экстремально холодной среде, а также в условиях современного мира, который с каждым днем становится все сложнее. Все эти факторы влияют на состояние организма, вызывая не только сбои отдельных систем в нем, но и ускоренное старение клеток. Над разгадкой этого феномена и работают ученые.

Ранее были названы 6 привычек, ускоряющих процесс старения. Среди таких факторов есть, как пищевые привязанности, так и социальные, например, сон и образ жизни.