Неголубая лагуна: как остановить загрязнение Мирового океана
Ученые уверены, что это – одна из важнейших, но, при этом, плохо изученных и признаваемых всеми проблем, чьим масштабам только предстоит дать оценку.
В океан каждый год попадает больше 10 000 000 тонн пластика. Львиная доля подобных отходов распадается на микроскопические частицы и копится в прибрежных отложениях, а также – на глубине.
Все оставшиеся крупные куски плавают в воде десятилетиями, образуя при этом гигантские мусорные острова. Одно из крупнейших – мусорное пятно в Тихом океане.
Это составляет целые сотни километров водной глади, которая покрыта отходами жизнедеятельности человека. Какова именно площадь пятна – доподлинно неизвестно, но, согласно самым разным подсчетам, речь идет о 0,7–1,6 миллионов «квадратов» и о 100 миллионах тонн мусора.
Также непоправимый вред растениям и животным в море наносят топливные разливы. Даже если рекордно быстро ликвидировать нефтяное пятно, большая часть живых существ в воде все равно будет уничтожена.
В 2019 году издание Marine Money назвало «сделкой года» из категории Green Ship Finance — West 7-летнее кредитное соглашение «Совкомфлота» с иностранными банками Целью соглашения явилось строительство целой серии первых в мире крупнотоннажных танкеров, работающих на газомоторном топливе.
В атмосферу подобное топливо «отправляет» значительно меньше выбросов, чем мазут: те же выбросы оксидов азота уменьшаются на 40–85%, а твердых частиц — на 95%.
Что касается серы, то она в них полностью отсутствует.
Специалисты утверждают, что и биогаз для топлива вполне возможно воспроизводить из переработанных пищевых отходов.
– В момент разложения они будут производить метан – он в 86 раз сильнее, чем углекислый газ, и при этом – нагревает атмосферу, – рассказал CEO Blue Marine Foundation – благотворительной организации, работающей с вопросами восстановления здоровья океана, Клэр Брук. – Если превращать пищевые отходы в топливо, можно убить сразу 2-х зайцев одним выстрелом: так можно снизить производство метана и создать более чистое топливо, чем тот же дизель.
Как подсчитали ученые Ганноверского университета, биогаз на борту лайнера может покрыть от 3,3% до 4,1% всей потребности круизного корабля в энергии.
Создание лайнеров на электротяге тоже может выступить в качестве перспективного направления.
Так, в 2017 году китайская верфь Guangzhou Shipyard International Company Ltd выпустила на воду электричестве грузовое судно, грузоподъемность которого составляла 2000 т.
Индийская верфь Cochin Shipyard Limited в прошедшем – 2020 – году подписала контракт на возведение 2-х автономных электропаромов для норвежской ASKO Maritime AS.
Их длина составляла 67 м, а вместимость — 16 до верху груженных трейлеров ЕС-стандарта.
Японские судостроители также рассказывали о планах по поводу строительства к 2021 году электрического танкера.
Прогулочные суда на электротяге запланировали запустить по Енисею уже в 2022 году.
Эколог WWF Михаил Бабенко рассказал о еще одной проблеме – столкновении кораблей с млекопитающими в море.
Так, для Арктики крайне актуальна гибель детенышей тюленей на ледяных залежках.
Решить проблему он предлагает также, как и сотрудники компании «Ямал СПГ». Они в 2014 году одними из первых в нашей стране приняли программу по защите моржей:
– Уже разработали специальные списки для капитанов – как вести себя при встречах с моржами и как следить за их миграциями, – рассказали специалисты. – В итоге за достаточно короткий временной период лежбищ моржа оказалось гораздо больше.
Также международная группа ученых на базе Геологического и горного института Испании проанализировала, как именно поменяется поверхность нашей планеты в 2040 году.
Виной всему — проседание почв.
— Причина — в природных, так и в антропогенных факторах, — рассказали ученые. — Спровоцировать подобные процессы могут регулярные добычи ископаемых и нефти, а также — газа и осушение подземных резервуаров.
Подписывайтесь на Новости LIVE24.RU и на наш канал в Дзенe. Следите за главными новостями России и Мира в telegram-канале LIVE24.RU.