25 апреля, 2024

Железное ядро и радиация: что показали новые исследования Марса

31 октября, 2022, 10:05

Марс по-прежнему остается самой перспективной планетой в исследованиях наличия жизни в космическом пространстве. Ученые внимательно изучают все материалы, привезенные с Красной планеты. Так, в конце октября вышло сразу несколько научных работ, основанных на данных посадочного аппарата InSight. С помощью сейсмических волн исследователи изучили внутреннюю структуру Марса.

Стационарный зонд InSight находится на равнине Элизий с 2018 года, пишет РИА Новости. Его срок службы уже подходит к концу, но за четыре года своего пребывания на марсианской земле, устройство успело собрать множество данных. Станция должна прекратить работу в декабре этого года. Главной задачей зонда было изучение внутреннего строения планеты с помощью сейсмометра SEIS. Этот куполообразный прибор буквально «слушает» поверхность по аналогии с медицинским стетоскопом.

Основываясь на полученных данных, ученые выяснили, что у Марса есть ядро наподобие земного. Вероятнее всего, оно железное, но точный диаметр установить не удалось. Австралийские ученые из Национального университета (ANU) использовали необычный метод, схожий с медицинским УЗИ. Сейсмические волны, спровоцированные марсотрясениями, оставляют после себя «эхо» – речь идет о слабых сигналах, отражающихся от внутренних структур планеты, в том числе и от ядра.

Такие измерения позволили не только подтвердить существование самого ядра, но и вычислить его примерный диаметр – 3620 км, что в два раза меньше земного ядра. Ведущий автор исследования доктор Шэн Ван добавил, что в результате моделирования также удалось узнать, что ядро в Марсе жидкое, состоящее в основном из железа и никеля, но может включать в себя и более легкие элементы, например, серу и водород.

Однако большинство обывателей волнует наличие воды на Марсе, о котором ведутся многолетние споры. Есть версии, что жизнь существовала на Красной планете столетия назад. Группа американских и словенских ученых смоделировала условия Марса, чтобы определить, могут ли некоторые виды бактерий и грибков выживать в низких температурах и под воздействиями ионизирующего излучения.

Микроорганизм Deinococcus radiodurans, известный также как «бактерия Конан», смог продержаться несколько часов. В процессе его погружения на глубину его шансы выжить стремительно росли. А при нахождении в «реголите» (поверхностный сыпучий грунт на Луне – прим.ред.) бактерия смогла выдержать радиацию, эквивалентную дозе за 1,5 млн лет на Марсе. На глубине в 10 метров патоген смог бы сохраняться в течение 280 млн лет в высушенном и замороженном состоянии.

Ученые отмечают, что миллиарды лет назад на Марсе действительно могла быть жизнь, но найти ее следы сейчас практически невозможно. Исходя из результатов своего исследования, специалисты обратили внимание на биологическое загрязнение Марса, в условиях которого удалось выжить тестируемой бактерии.

Некоторые научные работы и вовсе спустя время оказались ошибочными. Так, в 2021 году генетик Кристофер Мейсон выдвинул гипотезу о том, что люди непреднамеренно перенесли первичные формы жизни на Марс, а затем обнаружили их и решили, что жизнь на этой планете зародилась миллиарды лет назад.