29 апреля, 2024

Почему горные породы Луны и Земли невозможно спутать

Ученые доказали, что американцы не были на Луне
27 апреля, 2023, 10:10

Луна всегда являлась желанным объектом изучения для астронавтов разных стран. Даже сейчас многие государства готовят миссии на спутник Земли. Но еще в прошлом веке некоторые мировые игроки пытались убедить все международное сообщество, что Луна уже покорилась им.

Речь идет о знаменитой американской высадке на Луну. Спустя десятилетия выяснилось, что фото- и киноматериалы, якобы сделанные на земном спутнике, подделка. Причем не только визуальные, но и аудиоматериалы в виде записей переговоров, телеметрии и даже радиосигналов.

Но были и другие лунные мисси, которые смогли представить более весомые и правдоподобные доказательства. Так, в 2009 году опубликовали снимки, сделанные межпланетной станцией Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO). На них видны посадочные модули, элементы оборудования, оставленные прошлыми экспедициями, следы лунного автомобиля и самих астронавтов.

Доказательства нахождения спускаемых модулей на Луне зафиксировали сразу несколько аппаратов. В их числе японский «Кагуя», китайский зонд «Чанъэ-2» и индийские «Чандраян-1» и «Чандраян-2».

Еще более явными доказательствами пребывания человека на Луне являются образцы пород лунного грунта. Они во многом отличаются по своему химическому, минералогическому составу и структуре, поэтому перепутать их с земным грунтом невозможно. И реальные данные о поверхности Луны стали известны лишь спустя десятилетия после “высадки” американцев и Нила Армстронга на Луну, отмечает РИА Новости.

В период с 1969 по 1972-й годы на Землю было доставлено 382 кг лунных пород и реголита – более 2,2 тыс образцов с шести разных участков. Основная их часть хранится в Лаборатории про лунного грунта NASA.

В России лунные породы изучают специалисты Института геохимии и аналитической химии РАН. Заместитель заведующего лабораторией метеоритики и космохимии Светлана Демидова в беседе с агентством отметила, что долгое время знания о вещественном составе Луны базировались на данных дистанционного зондирования и на результатах исследований образцов, доставленных миссиями «Аполлон» и «Луна».

«В последние годы, благодаря многочисленным орбитальным исследованиям, появились новые высокоточные данные о распределении целого ряда элементов по всей лунной поверхности, а китайский аппарат “Чанъэ-5” в 2020-м доставил новые образцы из района Рюмкер в Океане Бурь»,

добавила специалист.

На сегодняшний день ученые выделяют три основные группы горных пород на Луне: базальты лунных морей, ANT- и KREEP-породы. Первые – самые молодые. Они образовались в процессе кристаллизации вулканической лавы. А две последние группы по-своему уникальны.

ANT-породы – древнейшие лунные грунты, которые неоднократно подвергались метеоритному дождю, из-за чего сегодня ученым доступны лишь обломочные брекчии. KREEP-породы имеют особый состав, в котором присутствует калий, фосфор и редкоземельные элементы.

Но во всех лунных породах содержится меньше SiO2 и летучих компонентов. Вместо этого в них повышенные концентрации TiO2 и FeO, а также минимальные концентрации Na2O, K2O, P2O5.

Демидова объясняет: спутать лунное вещество с земным невозможно благодаря минеральному составу. Если на Земле главный минерал лунных «материков» плагиоклаз относится к группе полевых шпатов, но на Луне он близок по составу к чистому анортиту – эта разновидность встречается на нашей планете крайне редко.

Различия есть и в химических составах, там много минеральных примесей, которых не встретишь на Земле, либо лишь в отдельных ее регионах.

Новые образцы лунного грунта российским ученым недавно передали их китайские коллеги. Москва в свою очередь тоже передала Пекину уникальные образцы поверхности земного спутника.