09 августа, 2021, 15:20
Обновлено 15:34

Как коронавирус поражает клетки человека и почему вариант «дельта» так опасен

Ученые из всех стран мира пытаются разобраться в новой мутации SARS-CoV-2.

Андрей Гольев
Как коронавирус поражает клетки человека и почему вариант «дельта» так опасен
Фото: © Александр Авилов / Агентство «Москва»

Коронавирус SARS-CoV-2 «укутан роскошным покрывалом», так подумала Ромми Амаро (Rommie Amaro), специалист в области биофизической химии из Калифорнийского университета в Сан-Диего, когда взглянула на компьютерную модель шиповидных отростков (пепломеров) COVID-19, которые выступают из его оболочки. Вирус покрыт молекулами полисахаридов, которые известны как гликаны, сообщает Nature.

Белковая оболочка многих вирусов состоит из гликанов, их главная цель — не дать иммунитету обнаружить себя. Покрытые гликанами коронавирусы как волки в овечьей шкуре. Однако в 2020 году сотрудники лаборатории, которую возглавляет Ромми Амаро, совместно с коллегами создали на основе структурных и генетических данных подробное изображение данного «гликанового покрытия», а после посредством суперкомпьютера визуализировали буквально каждый его атом.

В марте Амаро опубликовала компьютерную модель в своем Twitter-аккаунте. Как вдруг, всего через час одним из специалистов задал вопрос:

«Что это там за петля, лишенная покрытия, которая виднеется в верхней части белка?».

Амаро этого не знала. Однако спустя 10 минут на помощь пришел эксперт в области структурной биологии Джейсон Маклеллан (Jason McLellan) из Техасского университета в Остине. По его словам, петля без покрытия является рецептор-связывающим доменом (RBD), то есть это один из 3-х участков шипа-пепломера, его основная функция — прикрепиться к рецепторам человеческих клеток.

С начала пандемии коронавируса ученые хотят понять, как работает механизм заражения клеток коронавирусом. Ученые полагают, что точное представление о принципах работы данного механизма позволит создать более эффективные инструменты, которые позволяют предотвращать заражение, используя более совершенные методы лечения и вакцинации, а также отыскать причины, из-за которых новые штаммы коронавируса, такие как вариант «дельта», становятся более заразными по сравнению с предыдущими штаммами.

Специалисты установили главные адаптивные механизмы, помогающие коронавирусу прикрепляться к клеткам человека и прятаться внутри этих клеток. После того, когда вирус SARS-CoV-2 покидает человеческую клетку, наступает еще один этап: вирусные частицы пытаются заразить еще большее количество клеток. У коронавируса есть специальные инструменты, которые позволяют ему распространяться с такой скоростью, убивая при этом огромное количество людей.

Покрыт шипами и готов к заражению

Денис Гришкин / Агентство «Москва»

Процесс начинается с шипов. На внешней поверхности каждой вирусной частицы SARS-CoV-2 в случайном порядке расположены 24-40 белковых шиповидных отростков-пепломеров, благодаря которым коронавирус присоединяется к клетке человека. У других типов вирусов, например гриппа, шиповидные белки, которые отвечают за соединение с клеткой, относительно жесткие. Однако белковые шипы коронавируса очень гибкие и подвижно присоединены к вирусной оболочке в 3-х точках.

Такой способ крепления позволяет шипам-пепломерам вращаться, благодаря чему им проще выбрать на поверхности клетки место и прикрепиться к нему. Еще в начале пандемии ученые заявили, что рецептор-связывающие домены (RBD) пепломеров коронавируса могут прикрепляться к  рецептору ACE2, находящемуся на поверхности большей части клеток слизистой горла и легких.

Опасные для людей штаммы обычно имеют мутации в субъединице S1 белкового шипа, на котором как раз расположен RBD, который в свою очередь несет ответственность за прикрепление к рецептору ACE2, расположенному на поверхности клетки человека.

У варианта «дельта», который сейчас является доминирующим и распространяется по миру с невероятной скоростью, есть несколько мутаций в субъединице S1 белкового шипа, в том числе три в RBD. По словам ученых, скорее всего, благодаря этим мутациям RBD-структура может эффективнее связываться с рецептором ACE2 и обходить иммунитет человека.

Вход ограничен

Денис Гришкин / Агентство «Москва»

После того, как шипы прикрепились к рецептору ACE2, другие белки, которые расположены на поверхности клетки человека, запускают процесс, приводящий к слиянию вирусной и клеточной мембран.

При таком способе проникновения в клетку вирусные частицы могут оказаться пойманы противовирусными белками. Однако коронавирус отличается от коронавируса SARS-CoV, так как он эффективно использует фермент TMPRSS2, который в больших количествах находится на внешней оболочке респираторных клеток. На начальном этапе TMPRSS2 разрезает участок молекулы ДНК на субъединице S2 шиповидного отростка коронавируса. Через данный разрез несколько гидрофобных аминокислот попадает в ближайшую мембрану клетки-хозяина. После удлиненный шип складывается, заставляя тем самым мембраны вируса и клетки сливаться.

После этого вирус впрыскивает свой геном в клетку. При внедрении в клетку он заражает ее, избегая попадания в эндосомы. Тот факт, что коронавирус SARS-CoV-2 проникает в клетку с помощью фермента TMPRSS2, позволяет объяснить причины, по которым лекарственный препарат «хлорохин» не смог пройти клинические испытания в качестве лекарства от COVID-19. Ученые использовали клетки, которые для проникновения в эндосомы полагались только на катепсин. Когда коронавирус попадает в организм человека и начинает размножаться в дыхательных путях, он не использует эндосомы, в связи с чем «хлорохин», который является лекарством, разрушающим эндосомы, оказался бесполезен в борьбе с этим заболеванием.

К чему пришли ученые

Кирилл Зыков / Агентство «Москва»

Пока что специалисты не смогли разгадать всех тайн коронавируса. По их словам, еще нет ответа на ряд вопросов, например, сколько должно быть рецепторов ACE2, которые нужны для связки с каждым белковым шипом коронавируса? Также не удалось найти ответа на вопрос, каково количество шипов, необходимое для слияния данного вируса с клеточной мембраной? И это лишь малая часть.

В апреле прошлого года группа ученые из Калифорнийского университета в Сан-Франциско нашли как минимум 332 взаимодействия между вирусом SARS-CoV-2 и белками в организме человека.

Угнаться за коронавирусом, мутации которого происходят с невероятной скоростью, научному сообществу совсем непросто. Ученые сходятся во мнении, что по сей день возникновение большей части мутаций обуславливалось эффективностью распространения коронавируса, а не с тем уроном, который он наносит человеческому организму. При этом вариант «дельта», в отличие от предыдущих штаммов, распространялся с более высокой скоростью в легких и горле человека.

Специалисты еще не знают, как «дельта»-вариант мог усилить коронавирус. Именно на этот вопрос сейчас пытаются ответить ученые во многих странах мира. Исследования продолжаются.

Ранее группа биологов из Великобритании и Швейцарии изучила на мышах, как коронавирус SARS-CoV-2 попадает в мозг, и какие виды повреждений вызывает. Результаты исследования помогли установить причину так называемого «мозгового тумана» у переболевших COVID-19.