28 марта, 2024

Как чихающие альпинисты уничтожают Эверест

Эверест захватывают микробы, которые выплевывают альпинисты
15 марта, 2023, 14:17

Каждый год сотни альпинистов разбивают лагерь на южной стороне Эвереста, готовясь к попытке покорить самую вожделенную вершину всех любителей высокогорья.

Когда самым отчаянным и храбрым это удается, они начинают вести себя очень эмоционально. Что понятно. Некоторые выражают чувства столь бурно, что в ход идут не только восклицания, но и … плевки. Недавнее исследование показало, что такие холеричные искатели приключений часто оставляют после себя целые легионы очень живучих микробов. А те, в свою очередь, охотно прячутся во льдах.

Также ученые смогли выявить бактерии и грибы, находящиеся в горных пластах.

Все обнаруженные организмы – в большинстве случаев – пребывали в состоянии покоя и, может быть, были перенесены из менее экстремальной местности в бесснежный провал Южного седла на Эвересте ветром или людьми.

– Мы считаем, что всестороннее исследование влияния туристов на самую высокую вершину мира и может пролить свет на другую тему – тему пределов жизни на Земле и потенциала жизни в других мирах, – пояснили эксперты.

Расположенная в Гималайском хребте Махалангур в Гималаях, гора Эверест (Сагарматха на непальском или Джомолунгма на тибетском языке) возвышается над любой другой поверхностью Земли, достигая максимума в 29 031 фут (8 849 метров) над уровнем моря.

Высокогорные условия Эвереста являются одними из самых экстремальных на Земле. Южная седловина, где исследовательская группа во главе с микробиологом-экологом Николасом Драгоном из Университета Колорадо в Боулдере (CU Boulder) собрала образцы почвы, находится на высоте около 7900 футов над уровнем моря.

Ученые были очень удивлены, обнаружив, что даже микробы, которые приспособились к теплой и влажной среде наших носов и горла, такие как стафилококк и стрептококк, смогли находиться в состоянии покоя и выживать в суровых, холодных и сухих условиях.

– В микробиоме Эвереста даже на подобной высоте есть человеческая подпись, замороженная, – рассказал старший автор Стивен Шмидт, микробиолог-эколог из CU Boulder. – Если кто-то даже высморкался или кашлянул – все, этого достаточно. Это может повлиять на Эверест!

В дополнение к традиционным методам культивирования, включающим выращивание бактерий на богатых питательными веществами агаровых пластинах, команда секвенировала фрагменты генетического материала в почвах, чтобы идентифицировать конкретные микробы. Сообщается, что это самая высокая высота, на которой такие образцы когда-либо исследовались таким образом.

Члены команды ранее изучали образцы почвы из таких мест, как Анды, а также Гималаи и Антарктида.

Но они говорят, что это – первый случай, когда образцы, взятые на такой высоте, показали убедительные доказательства наличия микроорганизмов, связанных с человеком.

Более высокие концентрации ультрафиолетового излучения, более низкие температуры и недостаток воды способствуют гибели микробов на большой высоте, поэтому только самые выносливые организмы могут выжить в таком враждебном климате, как этот.

Бактерии стафилококка и стрептококка часто встречаются в почве, но генетические последовательности, выявленные в этом исследовании, были идентичны генетическим последовательностям обычных видов, которые обычно колонизируют нашу кожу и рот.

Более того, образцы были взяты на расстоянии около 558 футов (170 метров) от того места, где были все чихающие покорители вершин. Лагерь они разбили в другом месте!

– Мы прогнозируем, что если возьмем образцы в более населенных районах горы, сможем найти еще больше микробных свидетельств воздействия человека на окружающую среду, – цитирует ученых Arctic, Antarctic и Alpine Research.

По результатам предыдущих исследований, большинство микробов, которые люди «транспортировали» на большие высоты, впадают в спячку или погибают при воздействии таких экстремальных условий, но некоторые организмы способны расти в течение коротких периодов доступности воды даже очень высоко.

Поскольку температура воздуха на Южном седле редко поднимается выше -10 ° C (14 ° F), неизвестно, может ли скудная вода от тающего льда поддерживать рост микробов, а проверить рост микробов в таких экстремальных местах непросто.

Таким образом, почва на Южном седле и в других высокогорных местах может собирать и замораживать только те организмы, которые были занесены туда воздухом или людьми. Возможно, более подходящие условия в лаборатории помогли им вырасти.

Тем не менее, температура воздуха в районе горы Эверест повышается примерно на 0,33 ° C за десятилетие, и в июле 2022 года на Южном седле был зафиксирован рекордно высокий уровень -1,4 ° C. Эта тенденция к потеплению может привести к тому, что организмы, которые в настоящее время неактивны, станут активными в будущем.

Авторы говорят, что недавно установленная метеостанция на Южном седле может дать больше информации со временем, и будет сделано больше наблюдений.

На данный момент исследователи сохраняют спокойствие и не думают, что это скромное добавление человеческих микробов на Эверест окажет большое влияние на окружающую среду. Тем не менее, эта работа имеет значение для поиска внеземной жизни, например, в случае, если люди в конечном итоге достигнут Марса.

– Мы могли бы найти жизнь на других планетах и холодных лунах, – рассказал Шмидт. – И мы должны быть осторожны, чтобы убедиться, что не заражаем их своими.

Ранее LIVE24 сообщало о том, что ученые вывели потомство от двух самцов.