Skip to main content
26 февраля, 2024
$ 92.75
100.4

Что происходит с нашим мозгом во время обычного чтения

PNAS: Во время обычного чтения человеческий мозг активируют 2 различные области
20 апреля, 2023, 11:35

Зарубежный автор Фиона Макдональд со ссылкой на нейробиолога Научного центра здоровья Университета Техаса в Хьюстоне Оскара Вулно рассказала о специфике работы нашего мозга.

Так, недавно ученые выяснили, каким именно образом совершенно разные сети мозга приходят во взаимодействие друг с другом.

– То, как наш мозг извлекает смысл из слов, как он «понимает» сложное, высокоуровневое содержание предложений, и стало областью изучения для ученых, – пояснила Макдональд. – Вы когда-нибудь задумывались о том, что именно твориться в вашей голове, когда вы читаете какое-то из предложений, похожее на то, что говорю сейчас я?

Далее она приводит слова нейробиолога:

– Проведенное нами исследование помогло лучше понять, как распределенные узлы в языковой сети мозга работают вместе и взаимодействуют, давая возможность понимать сложные предложения, – говорит Оскар Вулно. –  Несмотря на то, что было проведено много исследований о том, какие области мозга включаются в работу, когда люди занимаются чтением, до сих пор мы не до конца понимали, как работают нейронные цепи в этих областях мозга, помогая нам понимать смысл слов.

И вот, исследователи получили беспрецедентные результаты.

В научном эксперименте участвовали 36 человек.

В рамках лечения эпилепсии им имплантировали внутричерепные электроды.

Команда регистрировала нейронную активность участников в режиме реального времени, когда они читали три варианта текста: осмысленные предложения; список слов или псевдослов; и предложения, которые использовали правильную грамматику и синтаксис, но были заполнены выдуманными словами, которые исследователи назвали предложениями «Бармаглота».

В итоге они пришли к выводу, что есть две смежные сети мозга, работающие как по отдельности, так и вместе, чтобы лучше понимать прочитанное.

Первая сеть включала в себя лобную долю мозга, которая посылала сигналы в височную долю. Эта сеть активировалась в тот момент, когда человек начинает понимать смысл по мере продвижения по предложению.

Вторая сеть использовала другую часть височной доли мозга и посылала сигналы обратно в лобную долю. Она-то и была более активированной словами из списка, а не чтением целого предложения, что давало возможность предположить- она-то, как раз, улучшает понимание отдельных слов.

Работая вместе, эти сети позволяют нам понимать как отдельные смысловые миры, так и извлекать смысл из целых предложений.

– Наши мозги удивительно взаимосвязаны, и для того, чтобы мы понимали язык, требуется точная последовательность быстрых динамических процессов, происходящих во множестве участков по всему нашему мозгу”, – пояснил Вулнаф. – Все это важно не только потому, что это просто здорово – понять, как наш мозг выполняет такую фундаментальную задачу, но и потому, что есть много людей, которым трудно читать или те, что страдают от дислексии (недуг поражает 15% населения).

Старший автор исследования, нейрохирург Нитин Тандон – тоже из Научного центра здоровья Университета Техаса заключила, что работа ученых помогла прояснить важный момент:

– Большинство процессов, например, как понимание или порождение языка, протекают не одной области мозга, – заключила она.