25 апреля, 2024

Ученые из Сколтеха синтезировали новый высокотемпературный сверхпроводник

11 марта, 2021, 15:58
Речь идет о гидриде иттрия.
Ученые под руководством профессора Сколтеха и НИТУ МИСиС Артема Оганова и доктора Ивана Трояна из Института кристаллографии РАН теоретически и экспериментально исследовала новый высокотемпературный сверхпроводник — гидрид иттрия (YH6). Результаты исследования были опубликованы в журнале Advanced Materials.

По словам авторов работы, гидриды иттрия входят в ТОП-3 самых высокотемпературных сверхпроводников из тех, что известны науке сейчас. Данные вещества достигают своих максимальных значений температуры сверхпроводимости при высоких давлениях. Необходимость таких больших показателей давлений в свою очередь делает невозможным разработку сверхпроводящего вещества в больших объемах.

Специалисты исследовали сверхпроводимость гидрида иттрия YH6. Еще 5 лет назад рекордом высокотемпературной сверхпроводимости называли температуру 138 K или 166 K под давлением. Никто даже не говорил про комнатную сверхпроводимость, а сейчас это стало реальностью.

Сначала исследователи широко раскидывают сети и просматривают много разных веществ на компьютере. Такой подход дает возможность развить большую скорость. После скрининга идут более детальные расчеты. За год просматривается 50-100 веществ, а исследование по каждому может длиться 1-2 года, пояснил Оганов.

Он добавил, что теоретические расчеты позволяют предсказывать критические температуры сверхпроводимости с погрешностью примерно 10-15%. В случае гидрида иттрия YH6 теория и эксперимент не согласуются. Например, критическое магнитное поле оказывается почти в 2,5 раза выше теоретических предсказаний.

С подобным специалисты сталкиваются впервые и объяснение только предстоит найти. Вероятно, в данном веществе есть дополнительные физические эффекты, которые не были учтены предыдущими теоретическими работами.

Ранее группа ученых из Самарского национального исследовательского университета им. академика Королева создала систему для утилизации шума энергетических установок и получения из него электроэнергии.