23 апреля, 2024

Бактерия выжила в открытом космосе в течение целого года

10 ноября, 2020, 16:34
Как микроорганизму удалось противостоять суровым условиям равнодушного космоса – пока неизвестно.
Специалисты провели исследования микроорганизмов, которые смогли выжить за бортом МКС в течение длительного времени. Учёные выявили, что у бактерий существует целый арсенал средств, которые защищают их от суровых условий открытого космоса.

– Все эти обстоятельства нам необходимо учитывать, — подчеркнули биологи. — Хотя бы потому, что перспектива привезти на Землю инопланетные микробы не обрадует никого.

В журнале Microbiome уже опубликовали научную статью, в которой описали свойства вида Deinococcus radiodurans. Так, они стали известны благодаря собственной феноменальной способности к выживанию — они могут жить за бортом МКС. Ни полный вакуум, ни ужасающий холод до минус 160 °C, ни даже космическая радиация не превращает бактерию в споры, как это бывает обычно для переживания трудных времен.

Именно поэтому свойства D. Radiodurans — более чем удивительны.

Учёные на протяжении нескольких лет экспериментировали с помощью микроорганизмов — сушили образцы бактерий — дабы образовавшийся космический лед не разорвал их на части — а потом помещали на борт МКС. Единственной защитой выступало стекло, аккумулирующее целенаправленное ультрафиолетовое излучение от Солнца.

– Как только бактерии-космонавты снова возвращались из космоса, им было разрешено «напиться» воды, — рассказали астрофизики. — Некоторые экземпляры оживали и тут же начинали размножаться. За три года в открытом космосе с их главными функциями ничего не случилось.

Авторы исследования сообщили о том, что биоматериал находился за бортом МКС почти год. После такой продолжительной «одиссеи» ученые с помощью электронного микроскопа они проанализировали РНК бактерий, их белки и продукты, а также обмен веществ.

Микроорганизмы-космонавты не отличались от тех, кто был все это время на земле. Тем не менее, кое-что успело поменяться во внешнем облике — поверхность живых организмов покрылась своеобразными бугорками, которые походили на фурункулы.

Пока специалисты затрудняются в том, чтобы определить природу происхождения подобных наростов.

Эксперты заостряют внимание на том, что условия за бортом МКС — гораздо более суровые, чем на том же Марсе. На Красной планете самой лютой зимней ночью гразд теплее, чем на поверхности космической станции, когда та вдруг оказывается в тени Земли. Разреженная атмосфера Марса, которая состоит из углекислого газа, полностью защищает его от ультрафиолета не хуже стекла в особой экспериментальной установке.

– Это позволяет нам делать вывод о том, что те микробы, которые выжили за бортом МКС, не сгинут даже на поверхности Марса, — объяснили микробиологи.

Ранее LIVE24 сообщало о том, что бактерию, которая вполне могла бы жить на Марсе, обнаружили в Томске. Специалисты заявили, что она может жить в космосе или на других планетах. Ранее ученые нашли геном микроорганизма в Южной Африке, однако «поймать» его никому не удалось. Эксперты предполагали, что бактерия делится раз в тысячу лет, однако позже выяснилось, что этот процесс длится 28 часов.