26 апреля, 2024

Может ли мозг, выращенный в лаборатории, иметь сознание?

03 ноября, 2020, 13:54
Британское издание Nature опубликовало результаты самого неоднозначного исследования о «серых клеточках».
В лаборатории Алиссона Муотр целые сотни миниатюрных образцов мозга человека подобно кунжутным плодам, плавают в чашках Петри. Такие же крохотные электрические разряды только добавляют всему зрелищу фантастический флер. Для ученых подобная картина – только привычная часть повседневности.

– Это – органоиды мозга, их вырастили из стволовых клеток человека, – рассказала нейробиолог Калифорнийского университета в Сан-Диего Алиссон Муотри.

Он первый решил поступить нестандартно и занялся исследованиями, сам характер которых противоречил традиционным методам. Муотри решил присоединить органоиды к роботам, которые могли ходить, затем модифицировал их геномы, снабдив генетическим материалом неандертальцев и запустил их в космос.

Именно они и выступили в роли моделей для того, чтобы впоследствии стать основой для разработки систем искусственного интеллекта, по максимуму схожий с человеческим.

Сейчас Муотри занимается подробным изучением коронавируса с помощью все тех же органоидов мозга:

– Я бы хотела проверить, как именно лекарства противодействуют «ковиду», – объяснил он. – Я не ожидал, что какой-то иной эксперимент сможет привлечь внимание общественности, даже если никак не связан с коронавирусной повесткой.

Так, в августе прошлого – 2019 – года ученые под руководством Муотри разместили в журнале «Cell Stem Cell» статью о том, что в процессе создания органоидов человеческого мозга, выступающих в роли источника скоординированных активных волн, стали наглядными особенности, которые характерны для недоношенных детей. Волны сохраняли свою интенсивность на протяжении достаточно длительного времени, вплоть до того момента, пока команда ученых не прекратила своего эксперимента.

– Сам факт наличия некой скоординированной электрической активности мозга выступает в качестве прямого доказательства наличия сознания, – рассказал ученый.

Это открытие спровоцировало целую реакционную волну со стороны специалистов по этике. Всех их интересовала нравственная сторона вопроса. В частности, они прямо вопрошали представителей научного сообщества о том, имеют ли они в принципе создавать органоиды, которые способны достигать настолько высокой стадии развития? Есть ли у таких сознательных органоидов какие-то права и как поступать с ними с юридической точки зрения? Сакраментальный вопрос, как водится, был задан в самую последнюю очередь – реально ли сконструировать сознание?

Подобными вопросами ученые задавались уже не раз. Например, всего лишь несколько месяцев назад ученые Йельского университета в Нью-Хейвене заявили о том, что им частично удалось возвратить к жизни свиной мозг животного, которое было убито за несколько часов до самого научного эксперимента.

После того, как они удалили мозг из черепа, а затем обработали его специальным химическим составом, у них получилось восстановить клеточные нейронные функции, а также их способность манипулировать электрическими сигналами.

Другие эксперименты подразумевали разномастные попытки имплантации человеческих нейронов в мозг мышей.

Все подобные эксперименты подготовили соответствующую почву для традиционных споров по поводу того, можно ли конструировать сознание или же это не этично.

Алиссон Муотри вместе со многими другими нейробиологами считает, что благодаря помощи органоидов ученые смогут лучше понять патологические изменения в человеческом организме – те же процессы развития аутизма и шизофрении.

– Все это можно будет изучить детально на моделях мышей, – рассказал Муотри. – Для того, чтобы достичь подобной цели мы просто обязаны создавать разумные структуры, – рассказал специалист.

Сейчас ученые агитируют за создание набора генеральных принципов, которые тождественны тем, что используются на животных.

Все опасения относительно выращивания в лабораториях мозга высветили при этом и «белое пятно» – нейробиологи просто не смогли прийти к какому-то единому мнению по поводу «сознания» и того, как именно его надо измерять.

Так как правильное определение – по сути – отсутствует, то ученые по этике боятся того, что остановить все последующие процессы, связанные с чем-то неоднозначным, будет нелегко.

Вся экспериментальная масса, способна обнажить массу этических противоречий.

– Если ученые каким-то образом вдруг заметят, что органоид стал обладать сознанием, то в подобном случае им придется поторопиться и выдвинуть гипотезу хоть как-то объясняющую, как вообще подобное могло случиться, – рассказал когнитивный нейробиолог Сассекского университета Анил Сет. –Например, если один органоид будет наделен сознанием, а второй нет, то мы уже не сможем говорить о том, что они сознают себя. Получается, что вся наша уверенность базируется только на там, во что мы верим.

Ранее LIVE24 сообщало о том, что учёные заявили о неспособности человеческого мозга объективно воспринимать мир. Нейрофизиологи и психологи из Университета Джонса Хопкинса провели эксперимент, доказав, что человеческий мозг действительно не может объективно воспринимать окружающую среду. Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.