Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 100.6
106.0

Санкции не смогли запретить русское искусство

РИА Новости: провал «культуры отмены» на Западе
19 апреля, 2023, 10:11
© Кирилл Зыков / АГН Москва
Пресс-конференция, посвященная завершению реставрации картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван»

В 2022 году любые культурные достояния России, оказавшиеся за рубежом, пытались «отменить». Причем это могли быть как картины, скульптуры или другие виды изобразительного искусства, так и литература и даже лекции о русских писателях.

На сегодняшний день международный выставочный обмен практически прекратился. Но европейцам все еще доступно искусство из России, которое, к тому же, пользуется спросом.

Спасать российское искусство удается зарубежным коллекционерам. Так, например, британка Дженни Грин сохранила испанский филиал Государственного Русского музея в Малаге. Она организовала выставку собственной коллекции из работ российских художников, писавших в период с 1876 по 1980 годы. Среди них полотна Алексея Венецианова, Ивана Айвазовского, Ильи Репина, Валентина Серова и многих других именитых деятелей, сообщает РИА Новости.

Многие работы хранятся в иностранных музеях, становятся частью различных фондов или постоянных экспозиций. Например, в музее современного искусства в Нью-Йорке можно найти «День рождения» Марка Шагала и «Белое на белом» Казимира Малевича. В лондонской галерее Тейт Модерн выставляется «Весна. Уборка сада» Натальи Гончаровой, а в парижском музее Орсе посетители могут посмотреть на «Льды Карского моря» Александра Борисова.

Сотрудничество между культурными учреждениями России и Запада продолжаются и на официальном уровне вопреки санкциям и политическим убеждениям. Так, в сентябре в рамках европейских дней культурного наследия при посольстве РФ во Франции открыли выставку «Галина Уланова: “Душа движения – движение души”».

В январе в Белграде открылась выставка «Станиславский: в поисках “синей птицы”». До конца мая в Париже можно взглянуть на экспозицию, посвященную российскому хореографу Юрию Григоровичу, а летом французы смогут увидеть проект о Майе Плисецкой.

Тем не менее некоторые сложности на фоне изменившейся обстановки все же есть. Заведующая отделом международной деятельности Бахрушинского театрального музея Дилором Руденко в беседе с агентством рассказала, что зарубежные музеи не могут вывозить оригинальные предметы для своих выставок, а российские не в силах принять участие в крупных совместных проектах, таких как Центр Помпиду в Париже или музей Гуггенхайма в Бильбао.

«К сожалению, в этом смысле у нас пауза»,

отметила собеседница.

Поэтому кураторы выставок стараются делать акценты на фотоснимках, архивных документах и медийных экспонатах. Многие международные проекты переведены в онлайн, но это тоже возможность продемонстрировать достояния русской культуры на мировых площадках. И судя по реакции зарубежных ценителей и простых гостей храмов искусства, это пользуется большим спросом.