• пандемия
    27 апреля, 2021, 14:05

Британский эксперт рассказал, какая музыка стала популярна из-за пандемии

Эмбиент-ренессанс стал возможен благодаря самоизоляции.

Британский эксперт рассказал, какая музыка стала популярна из-за пандемии
© pexels.com
Читайте LIVE24 в:

Мы часто считаем собою то, что ходит на работу, встречается с друзьями и катается на велосипеде по выходным, приветливо кивая соседям на утренней пробежке. На самом деле настоящий «ты» — тот, кто задумчиво глядит в дырчатый космос барабана «стиралки» и думает, что второй, точно такой же носок – есть, что он, как истина — «где-то рядом».

Кто тебя таким видит? Никто. Кто тебя таким любит? То-то же.

Глубинное понимание, сродни чувственному опыту, того, что человек как бы и есть свой Страшный Суд, на большинство из нас навалилось с беспощадностью ядерной зимы – только самые каленые мизантропы стойко пережили первые – самые турбулентные – трипы весенних локдаунов – 2020.

О том, что самоизоляционные меры выступили для жителей планеты, а точнее – для социальных связей между ними – в качестве лакмусовой бумажки, кто только не писал – еще одна меди-платформа явно будет лишней.

А вот тот факт, что для гармоничного существования в условиях полной неизвестности и скромного периметра требовался некий – такой же исключительный саундтрек, от большинства визионеров духа как-то улизнул. Кроме писателя и одного из самых топовых британских кураторов — Джареда Дэвиса.

Заместитель редактора журналаAQNB, соведущий редакционной площадки Заявление художника, соавтор таких проектов, как Паранормальные истории (2020) и  Гиперобъективность(2020) заявил в своем мини-культурологическом исследовании о том, что если уж за что-то и надо сказать пандемии COVID-19 «спасибо», так это за… эмбиент. Благодаря агрессивному живучему патогену «окутывающий» стиль электронной музыки пережил настоящий Ренессанс.

В качестве превью Дэвис приводит слова режиссёра клипов и продюсера Lil Internet, которые он изрек 22 марта 2020 года – как раз в тот момент, когда по всему миру стали вводить самоизоляционные меры.

— Распространение эмбиента стало равно его же возрождению и переосмыслению, — цитирует Дэвис режиссера. – Это — музыка задумчивая, ностальгическая и меланхоличная. Это – музыка одиночества. И вот теперь ее час настал — во время карантина только она и оказалась способна то, чтобы стать фоном. Мы не ошиблись, когда думали, что пишем ее для новой реальности.

Дэвис не удивляется и заявляет о том, в поп-пространстве повышенный интерес к такой музыке наблюдался на протяжении последних нескольких лет. В качестве «такой» он представляет такие треки, в которых лейтмотивом является создание атмосферы.

Куратор добавляет, что почва для расцвета «эмбиента» была вполне благодатной:

— В Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке чуть раньше того знаменательного марта-2020 были выставлены работы Джеймса Таррелла — художника, который создает пространство и атмосферу благодаря работе со светом (внутри его инсталляции снимали  короткометражный фильм «Jesus is King» Канье Веста), — пишет он. — В 2013 году и вовсе  теоретик саунд-арта Сет Ким-Коен выпустил объемное эссе  «Against Ambience»: в нём он успел проанализировать несколько выставок и заявил о растущем интересе к темам атмосферы и пространства в современном искусстве.

Затем он ссылается на художницу Pan Daijing. В сопроводительном тексте для каталога собственного перформанса «TISSUES» в Tate Modern она подчеркнула:

— Вы будто бы падаете в пустоту, парите в ней, — объяснила она. – Художественная работа должна стать атмосферой.

Дэвис заостряет внимание на том, что именно подобные незначительные детали – воздушные определения и сюжетная пустота — и поспособствовали тому, чтобы сделать эмбиент музыкой пандемии.

— Дать определение тому, что такое «атмосфера»  эмбиента – ambience – не так уж легко, — объясняет он. – Эмбиент не может быть как-то сведен к конкретному музыкальному жанру или понятию. Само слово «атмосфера» вызывает в памяти так много разных ассоциаций, что полностью лишает его возможности стать каким-то специальным термином. Это может быть и определённая среда и стиль и просто – модное слово. Именно поэтому — понятие атмосферности очень широкое, мы не сможем вот так просто взять и получить полное представление о её масштабе. Фишка – в неопределённости. Она-то и делает феномен эмбиента интересным.

Далее куратор сравнивает эмбиент с работами Тимоти Мортона, и называет сюжет музыки гиперобъектом.

— Для него важны явления, которые — из–за своего масштаба – человек просто не может осмыслить, — пишет Дэвис. – Вот для Мортона главным гиперобъектом стало глобальное потепление. Так же и эмбиент сделал гиперобъектом пандемию, спровоцированную загадочным вирусом, от которого нет спасения. Человек склонен искать утешение в эстетике окружающего мира. Но этот окружающий мир одновременно и пугает нас.  Атмосфера, то есть – эмбиент – самая подходящая метафора эстетики для сносного человеческого существования в эпоху проблем. Проблем слишком больших, чтобы их понять, осознать.

Куратор также ссылается на Брайана Ино, который описал термин «эмбиент» еще в 1970-х годах красноречивым образом :

— Представьте, что больной лежит на своей кровати, — объясняет он. – У него просто нет сил встать, как-то настроить громкость музыки в колонках. А вот слушать музыку на низкой громкости ему очень понравилось. Никакой фокусировки, только фон. Вот поэтому «эмбиент-музыка» очень часто становится тем, что хорошо помогает бороться с тревогой. Так что в том, что такой стиль пришелся впору самоизоляции, нет ничего удивительного.  Именно сейчас мы постоянно сталкиваемся с гиперобъектами. И я не только о коронавирусе.

В качестве косвенных причин роста популярности эмбиента Дэвис называет также вышеупомянутое глобальное потепление и… «неработающую политику капитализма».

Затем куратор начинает приводить конкретные примеры.

— Некоторые виды эмбиента снова стали интересны артистам, — пишет он. – Они обыгрывают его по-новому. Сборник «Mono No Aware», датированный  2017-м годом  от берлинского лейбла PAN выступил как новая интерпретация стиля. Участница сборника – француженка Malibu весьма успешно сумела создать свой собственный звуковой мир, который стал источником вдохновения для тех, кто вырос на музыке соцсетей. Под псевдонимом DJ Lostboi она играет с мультикодами коммерческой транс-музыки эпохи начала 2000-х и мешает их с кинематографической семиотикой.

Дэвис также приводит в пример… экс-бойфренда Селены Гомес и нынешнего друга сердца Беллы Хадид. Да-да – «Выходные»:

—  The Weekend не случайно занимал верхние строчки чартов всю пандемию, — объясняет он. — Алгоритмы стриминговых сервисов по-собствовали. А что им делать? Они должны подбирать для пользователя саунд, который не требует концентрации внимания. Расслабленность The Weekend как раз и стала той атмосферой, которая удачно вписалась  в поп-культурную страсть к противотревожным таблеткам, таким, как Xanax, например.

Он добавляет, что умеренность как таковая стала важнее сильных и ярких эмоций, что эмоции стали сглаживаться как инструменты.

— Стриминговые сервисы понимают соль эпохи — эпохи хронической усталости и массовых неврозов, — говорит Дэвис. – Не даром же у нас все сейчас гоняться за осознанностью. Треки в плейлистах Spotify уже давно не классифицируются по жанру, а делятся «по настроению» (mood). А эмбиент понимается как туман, как размытие переднего плана и дальнего плана во время прослушивания. А цифровые платформы стирают границы жанра, только лишь описывая атмосферу треков с помощью тегов.

В качестве одного из самых вирусных примеров автор приводит кассетный альбом Харуоми Хосоно для универмагов MUJI в 1984 году.

— Там есть иллюстрация, которая не имеет к нему отношения, это – воображаемая  обложка альбома, который никогда не выпустят, — дополняет Дэвис. – Этакое призрачное присутствие чего-то неназываемого из прошлого, резонирующего с нашим нынешним  чувством полного смирения. Пользователи тут же стали придумывать историю этого не-альбома в комментах. В апреле 2020 года – в тот момент, когда из–за ковида вмешательство мировых держав в экономику достигло шокирующих масштабов, под видео появился комментарий, который и закрепили. «Это музыка конца капитализма» — гласил он.

Автор задается вопросами о том, что будет дальше — когда пандемия отступит?

— Справимся ли мы с экономическими проблемами? – пишет он. – А как быть с глобальным потеплением? Все это бросает вызов всяким антропоцентричным представлениям – нашему глупому чувству торжества над природой, нашей воле и способности контролировать. Зато эмбиент дарит эстетический комфорт — музыкальный тихий рай, которым можно наслаждаться в мягком фокусе, и все это – вне нашего контроля.

Тем не менее, есть и те, кто в эпоху «шума и ярости» ищет усладу в музыке прошлого. Так, британская культовая группа «Depeche Mode» не только отметила свой юбилей, но и приобрела кучу новых поклонников. И все это — после 40 (!) лет не сцене.



Больше по теме
«Би-2» выпустила на самоизоляции новый клип

«Би-2» выпустила на самоизоляции новый клип

Видеоряд на данную композицию выглядит очень завораживающе.
«Гимн ненависти» к 2020 году написала группа Little Big

«Гимн ненависти» к 2020 году написала группа Little Big

В своей новой работе музыканты попытались собрать все «запоминающиеся» события уходящего года.
«Кино» выпустили новый клип с архивными кадрами

«Кино» выпустили новый клип с архивными кадрами

Музыканты коллектива создали ролик на композицию «Попробуй спеть вместе со мной».
«Коронавирус

«Коронавирус, adios!»: балалаечник из Перми перепел песню Little Big со словами о коронавирусе

Получилось ничуть не хуже, чем у группы из Санкт-Петербурга.
«Персональные Иисусы» уже 40 лет: культовая группа «Depeche Mode» отмечает юбилей

«Персональные Иисусы» уже 40 лет: культовая группа «Depeche Mode» отмечает юбилей

Легенда современного масскульта продолжает оставаться на волне мировой популярности (кроме родной Британии).
Роспотребнадзор рассказал, что означает маркировка «Е» на этикетке продукта

Роспотребнадзор рассказал, что означает маркировка «Е» на этикетке продукта

Не все «ешки» вредны, как считают многие россияне.
NYT: повреждения мозга выявили у 130 американских военных и дипломатов за рубежом

NYT: повреждения мозга выявили у 130 американских военных и дипломатов за рубежом

Сейчас совет нацбезопасности занимается сбором необходимых данных.
Рост цен к концу полугодия составит примерно 5,5%

Рост цен к концу полугодия составит примерно 5,5%

В целом эксперты считают, что рост данного показателя получится сдержать.
Диетолог Денисова развеяла мифы о вреде пальмового масла

Диетолог Денисова развеяла мифы о вреде пальмового масла

В частности, многие считают его вредным из-за дешевизны.
Новый iPad Pro с чипом Apple M1 показал производительность уровня MacBook Air

Новый iPad Pro с чипом Apple M1 показал производительность уровня MacBook Air

12,9-дюймовый планшет набрал 1,06 млн баллов в тесте AnTuTu.
  • Запись о регистрации СМИ:
    ЭЛ № ФС 77 - 74986 выдано Роскомнадзором 19.02.2019 г.
  • Запись о регистрации информационного агентства:
    ИА № ФС 77 - 74985 выдано Роскомнадзором 19.02.2019г.
  • Учредитель:
    ООО «ЛАЙВ24», ИНН 4632247680
  • Главный редактор:
    Новиков Михаил Владимирович
  • Адрес электронной почты редакции:
    info@live24.ru
  • Телефон редакции:
    +7 (4712) 55-10-24
18+

В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа»,«Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры»,«Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля», АУЕ. Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».

Организации, СМИ и физические лица, признанные в России иностранными агентами: «Альянс врачей», «Лига Избирателей», «Фонд борьбы с коррупцией», «В защиту прав заключенных», ИАЦ «Сова», «Аналитический Центр Юрия Левады», «Мемориал», «Открытый Петербург», «Открытая Россия», «Гуманитарное действие», «Феникс плюс», «Агора», «Голос», «Комитет Солдатских матерей», «Женское достоинство», «Московская Хельсинкская Группа», «Голос Америки», «Кавказ.Реалии», «Радио Свобода», Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна и т.д.

В сетевом издании LIVE24 размещены материалы информационного агентства LIVE24.
Некоторые материалы содержат стоковые изображения от Depositphotos, Pixabay, АГН Москва

© ООО ЛАЙВ24.
Наверх