• Последнее обновление 15:05

Британский эксперт рассказал, какая музыка стала популярна из-за пандемии

Мария Чумак
Мария Чумак
Эмбиент-ренессанс стал возможен благодаря самоизоляции.
Британский эксперт рассказал, какая музыка стала популярна из-за пандемии
Фото: pexels.com
Британский эксперт рассказал, какая музыка стала популярна из-за пандемии
Фото: pexels.com

Кто тебя таким видит? Никто. Кто тебя таким любит? То-то же.

Глубинное понимание, сродни чувственному опыту, того, что человек как бы и есть свой Страшный Суд, на большинство из нас навалилось с беспощадностью ядерной зимы – только самые каленые мизантропы стойко пережили первые – самые турбулентные – трипы весенних локдаунов – 2020.

О том, что самоизоляционные меры выступили для жителей планеты, а точнее – для социальных связей между ними – в качестве лакмусовой бумажки, кто только не писал – еще одна меди-платформа явно будет лишней.

А вот тот факт, что для гармоничного существования в условиях полной неизвестности и скромного периметра требовался некий – такой же исключительный саундтрек, от большинства визионеров духа как-то улизнул. Кроме писателя и одного из самых топовых британских кураторов — Джареда Дэвиса.

Заместитель редактора журналаAQNB, соведущий редакционной площадки Заявление художника, соавтор таких проектов, как Паранормальные истории (2020) и  Гиперобъективность(2020) заявил в своем мини-культурологическом исследовании о том, что если уж за что-то и надо сказать пандемии COVID-19 «спасибо», так это за… эмбиент. Благодаря агрессивному живучему патогену «окутывающий» стиль электронной музыки пережил настоящий Ренессанс.

В качестве превью Дэвис приводит слова режиссёра клипов и продюсера Lil Internet, которые он изрек 22 марта 2020 года – как раз в тот момент, когда по всему миру стали вводить самоизоляционные меры.

— Распространение эмбиента стало равно его же возрождению и переосмыслению, — цитирует Дэвис режиссера. – Это — музыка задумчивая, ностальгическая и меланхоличная. Это – музыка одиночества. И вот теперь ее час настал — во время карантина только она и оказалась способна то, чтобы стать фоном. Мы не ошиблись, когда думали, что пишем ее для новой реальности.

Дэвис не удивляется и заявляет о том, в поп-пространстве повышенный интерес к такой музыке наблюдался на протяжении последних нескольких лет. В качестве «такой» он представляет такие треки, в которых лейтмотивом является создание атмосферы.

Куратор добавляет, что почва для расцвета «эмбиента» была вполне благодатной:

— В Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке чуть раньше того знаменательного марта-2020 были выставлены работы Джеймса Таррелла — художника, который создает пространство и атмосферу благодаря работе со светом (внутри его инсталляции снимали  короткометражный фильм «Jesus is King» Канье Веста), — пишет он. — В 2013 году и вовсе  теоретик саунд-арта Сет Ким-Коен выпустил объемное эссе  «Against Ambience»: в нём он успел проанализировать несколько выставок и заявил о растущем интересе к темам атмосферы и пространства в современном искусстве.

Затем он ссылается на художницу Pan Daijing. В сопроводительном тексте для каталога собственного перформанса «TISSUES» в Tate Modern она подчеркнула:

— Вы будто бы падаете в пустоту, парите в ней, — объяснила она. – Художественная работа должна стать атмосферой.

Дэвис заостряет внимание на том, что именно подобные незначительные детали – воздушные определения и сюжетная пустота — и поспособствовали тому, чтобы сделать эмбиент музыкой пандемии.

— Дать определение тому, что такое «атмосфера»  эмбиента – ambience – не так уж легко, — объясняет он. – Эмбиент не может быть как-то сведен к конкретному музыкальному жанру или понятию. Само слово «атмосфера» вызывает в памяти так много разных ассоциаций, что полностью лишает его возможности стать каким-то специальным термином. Это может быть и определённая среда и стиль и просто – модное слово. Именно поэтому — понятие атмосферности очень широкое, мы не сможем вот так просто взять и получить полное представление о её масштабе. Фишка – в неопределённости. Она-то и делает феномен эмбиента интересным.

Далее куратор сравнивает эмбиент с работами Тимоти Мортона, и называет сюжет музыки гиперобъектом.

— Для него важны явления, которые — из–за своего масштаба – человек просто не может осмыслить, — пишет Дэвис. – Вот для Мортона главным гиперобъектом стало глобальное потепление. Так же и эмбиент сделал гиперобъектом пандемию, спровоцированную загадочным вирусом, от которого нет спасения. Человек склонен искать утешение в эстетике окружающего мира. Но этот окружающий мир одновременно и пугает нас.  Атмосфера, то есть – эмбиент – самая подходящая метафора эстетики для сносного человеческого существования в эпоху проблем. Проблем слишком больших, чтобы их понять, осознать.

Куратор также ссылается на Брайана Ино, который описал термин «эмбиент» еще в 1970-х годах красноречивым образом :

— Представьте, что больной лежит на своей кровати, — объясняет он. – У него просто нет сил встать, как-то настроить громкость музыки в колонках. А вот слушать музыку на низкой громкости ему очень понравилось. Никакой фокусировки, только фон. Вот поэтому «эмбиент-музыка» очень часто становится тем, что хорошо помогает бороться с тревогой. Так что в том, что такой стиль пришелся впору самоизоляции, нет ничего удивительного.  Именно сейчас мы постоянно сталкиваемся с гиперобъектами. И я не только о коронавирусе.

В качестве косвенных причин роста популярности эмбиента Дэвис называет также вышеупомянутое глобальное потепление и… «неработающую политику капитализма».

Затем куратор начинает приводить конкретные примеры.

— Некоторые виды эмбиента снова стали интересны артистам, — пишет он. – Они обыгрывают его по-новому. Сборник «Mono No Aware», датированный  2017-м годом  от берлинского лейбла PAN выступил как новая интерпретация стиля. Участница сборника – француженка Malibu весьма успешно сумела создать свой собственный звуковой мир, который стал источником вдохновения для тех, кто вырос на музыке соцсетей. Под псевдонимом DJ Lostboi она играет с мультикодами коммерческой транс-музыки эпохи начала 2000-х и мешает их с кинематографической семиотикой.

Дэвис также приводит в пример… экс-бойфренда Селены Гомес и нынешнего друга сердца Беллы Хадид. Да-да – «Выходные»:

—  The Weekend не случайно занимал верхние строчки чартов всю пандемию, — объясняет он. — Алгоритмы стриминговых сервисов по-собствовали. А что им делать? Они должны подбирать для пользователя саунд, который не требует концентрации внимания. Расслабленность The Weekend как раз и стала той атмосферой, которая удачно вписалась  в поп-культурную страсть к противотревожным таблеткам, таким, как Xanax, например.

Он добавляет, что умеренность как таковая стала важнее сильных и ярких эмоций, что эмоции стали сглаживаться как инструменты.

— Стриминговые сервисы понимают соль эпохи — эпохи хронической усталости и массовых неврозов, — говорит Дэвис. – Не даром же у нас все сейчас гоняться за осознанностью. Треки в плейлистах Spotify уже давно не классифицируются по жанру, а делятся «по настроению» (mood). А эмбиент понимается как туман, как размытие переднего плана и дальнего плана во время прослушивания. А цифровые платформы стирают границы жанра, только лишь описывая атмосферу треков с помощью тегов.

В качестве одного из самых вирусных примеров автор приводит кассетный альбом Харуоми Хосоно для универмагов MUJI в 1984 году.

— Там есть иллюстрация, которая не имеет к нему отношения, это – воображаемая  обложка альбома, который никогда не выпустят, — дополняет Дэвис. – Этакое призрачное присутствие чего-то неназываемого из прошлого, резонирующего с нашим нынешним  чувством полного смирения. Пользователи тут же стали придумывать историю этого не-альбома в комментах. В апреле 2020 года – в тот момент, когда из–за ковида вмешательство мировых держав в экономику достигло шокирующих масштабов, под видео появился комментарий, который и закрепили. «Это музыка конца капитализма» — гласил он.

Автор задается вопросами о том, что будет дальше — когда пандемия отступит?

— Справимся ли мы с экономическими проблемами? – пишет он. – А как быть с глобальным потеплением? Все это бросает вызов всяким антропоцентричным представлениям – нашему глупому чувству торжества над природой, нашей воле и способности контролировать. Зато эмбиент дарит эстетический комфорт — музыкальный тихий рай, которым можно наслаждаться в мягком фокусе, и все это – вне нашего контроля.

Тем не менее, есть и те, кто в эпоху «шума и ярости» ищет усладу в музыке прошлого. Так, британская культовая группа «Depeche Mode» не только отметила свой юбилей, но и приобрела кучу новых поклонников. И все это — после 40 (!) лет не сцене.


Поделитесь новостью:
  • Запись о регистрации СМИ:
    ЭЛ № ФС 77 - 74986 выдано Роскомнадзором 19.02.2019 г.
  • Запись о регистрации информационного агентства:
    ИА № ФС 77 - 74985 выдано Роскомнадзором 19.02.2019г.
  • Учредитель:
    ООО «ЛАЙВ24», ИНН 4632247680
  • Главный редактор:
    Новиков Михаил Владимирович
  • Адрес электронной почты редакции:
    info@live24.ru
  • Телефон редакции:
    +7 (4712) 55-10-24
В сетевом издании LIVE24 размещены материалы информационного агентства LIVE24.
Некоторые материалы содержат стоковые изображения от Depositphotos, Pixabay, АГН Москва
18

В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа»,«Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры»,«Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля», АУЕ. Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Meta Platforms Inc. (руководящая организация социальных сетей Instagram и Facebook).

Организации, СМИ и физические лица, признанные в России иностранными агентами: "Голос Америки" "Idel.Реалии" "Фактограф" "Север.Реалии" Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT" Пономарев Лев Александрович Савицкая Людмила Алексеевна Маркелов Сергей Евгеньевич Камалягин Денис Николаевич Апахончич Дарья Александровна «Medusa Project» Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ» «VTimes.io» Баданин Роман Сергеевич Гликин Максим Александрович Маняхин Петр Борисович Ярош Юлия Петровна Чуракова Ольга Владимировна Железнова Мария Михайловна Лукьянова Юлия Сергеевна Маетная Елизавета Витальевна «The Insider» Рубин Михаил Аркадьевич Гройсман Софья Романовна Рождественский Илья Дмитриевич Апухтина Юлия Владимировна Постернак Алексей Евгеньевич Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь Петров Степан Юрьевич Юридическое лицо Istories fonds Шмагун Олеся Валентиновна Мароховская Алеся Алексеевна Долинина Ирина Николаевна Шлейнов Роман Юрьевич Анин Роман Александрович Великовский Дмитрий Александрович Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021» Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит» Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021» Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021» Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты» Каткова Вероника Вячеславовна Карезина Инна Павловна Кузьмина Людмила Гавриловна Костылева Полина Владимировна Лютов Александр Иванович Жилкин Владимир Владимирович Жилинский Владимир Александрович Тихонов Михаил Сергеевич Пискунов Сергей Евгеньевич Ковин Виталий Сергеевич Кильтау Екатерина Викторовна Любарев Аркадий Ефимович Гурман Юрий Альбертович Грезев Александр Викторович Важенков Артем Валерьевич Иванова София Юрьевна Пигалкин Илья Валерьевич Петров Алексей Викторович Егоров Владимир Владимирович Гусев Андрей Юрьевич Смирнов Сергей Сергеевич Верзилов Петр Юрьевич Общество с ограниченной ответственностью «ЗП» Общество с ограниченной ответственностью «Зона права» Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ» Вольтская Татьяна Анатольевна Клепиковская Екатерина Дмитриевна Сотников Даниил Владимирович Захаров Андрей Вячеславович Симонов Евгений Алексеевич Сурначева Елизавета Дмитриевна Соловьева Елена Анатольевна Арапова Галина Юрьевна Перл Роман Александрович Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО» Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США) Компания «Stichting Bellingcat» Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение» Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа» Акционерное общество «РС-Балт», Левада-Центр


© ООО ЛАЙВ24.
Наверх