Skip to main content
18 апреля, 2024
$ 94.09
100.5

«Звездные войны» сняли в СССР: США украли 7 сюжетов советских фильмов

23 января, 2022, 12:57

Ну и что, что секса в СССР не было, зато было кое-что получше.

Молчаливое понимание системы планетарных ритмов, например. И безлимит на зависание в ноосфере. Иначе как объяснить обилие в советском кинематографе фильмов о космосе, ставших не просто источником вдохновения для ушлых англосаксов, а искушением плагиатом? Которому все и поддались в итоге.

© pexels.com

Да-да, пока в СССР честно мечтали о неведомых рассветах на далеких солнцах чужих галактик и пытались переложить этот милый космоидеализм на кинематографический язык, за океаном напряженно ждали.

И очень волновались, как скоро в Империи зла что-то снимут.

Ну и что, что спецэффекты made in USSR в тех же Штатах у режиссеров вызывали только усмешку. Все равно – зрители были в восторге.

Убедится в этом легко – попробуйте пересмотреть любой фильм из подборки от наших коллег из life.ru.

– Вы сразу же поймете, почему еще тогда американцы воровали у нас идеи! – утверждают журналисты. – В наших фильмах о покорении космоса было так много новаторских идей!

В дальнейшем все эти идеи и использовали и зарубежные режиссеры.

Дорога к звездам

Павел Клушанцев – советский кинорежиссёр, кинооператор, сценарист и писатель занимался созданием познавательных фильмов, в которых он мастерски соединял язык научно-популярного кино и научной фантастики. Именно его и считают родоначальником этого жанра. Клушанцев также сам придумывал кинотрюки, специальные технические приспособления, методы  и приёмы комбинированных съёмок, которые потом с большой охотой и позаимствовали кинематографисты разных стран.

Именно у Клушанцева фактически получилось рассказать о первом полете человека в космос за несколько лет до самого полета. То есть, режиссер выступил в роли провидца, и снял ленту о том, чему только предстояло случится.

В «Дороге к звездам» режиссер соединил элементы игрового и документального кино.

Костюмы и шлемы космонавтов получились очень уж неправдоподобными, но разве такие мелочи можно противопоставить ясновидению художника, которое он и продемонстрировал с помощью сюжетных поворотов «Дороги»?

Зрители были просто потрясены. Например, до выхода фильма они даже и представить не могли, как на сомом деле выглядит запуск ракеты, какой может быть поверхность Луны и как происходит выход космонавта в открытый космос.

Да и спецэффекты для кино того времени были действительно фантастическими.

«Дорога к звездам» просто сразила зарубежных кинематографистов – они просто не могли удержаться от заимствования.

А теперь – внимание: Стенли Кубрик снимал свою культовую «Космическую одиссею», вдохновившись именно советской «Дорогой к звездам»! Джордж Лукас во время работы над «Звездными войнами» делал то же самое, но Кубрик-то, Кубрик!

Луна

На «Дороге к звездам» Павел Клушанцев не остановился и снял очередную научно-популярную картину о достижениях в исследованиях лунной поверхности – «Луна».

По выражению авторов тогдашних публикаций в печати, фильм того же успеха, что был у «Дороги к звездам» не имел. Возможно, виной всему был факт того, что американцы вскоре по-настоящему высадились на настоящую Луну.

 А французы никуда не высаживались, поэтому решили не выпендриваться и взять в работу находки Клушанцева. Они даже пригласили советского режиссера на консультацию – очень уж хотелось узнать о космических технологиях из первоисточника.

Милая деталь о подданных страны любви и духов: французы на самом деле подумали, что русские высаживались на Луне!

Когда режиссер очень нежно и деликатно пояснил, что никто никуда не высаживался, все очень расстроились. Ну, прелесть.

Планета бурь

И снова Клушанцев, и снова – полный триумф в мировом кинематографе.

В основу фильма 1961 года «Планета бурь» лег роман с одноименным названием.

Американцы были просто шокированы советской картиной и пошли ва-банк. Они просто выкупили фильм и смонтировали его заново, предварительно разделив на 2 части. Потом они пересняли картину, заменив всех героев американцами и добавив несколько эпизодов. Но и это – не конец истории.

Через 3 года картину снова пересняли. После ее просмотра молодой Джордж Лукас впечатлился настолько, что дал самому себе обещание – снимать только фантастику. По собственному признанию, именно тогда он и определился «с делом всей своей жизни».

Мечте навстречу

Фильм, вышедший на экраны в 1963 году, сняли Михаил Карюков и Отар Коберидзе. Съемки проходили на Одесской киностудии.

Песни из этой картины популярны до сих пор (Вано Мурадели написал специально две композиции на стихи Евгения Долматовского: «И на Марсе будут яблони цвести» и «Я — Земля»).

По сюжету земляне спасают инопланетян, которые прилетели с другой планеты, но были вынуждены сделать аварийную посадку на Марсе.

Новаторство ленты заключается в том, что режиссеры сами разработали концепцию космической ракеты, а устройства инопланетного корабля. Они были первыми, кто придумал образ «добрых инопланетян». И было это задолго до того, как Стивен Спилберг снял знаменитые «Близкие контакты третьей степени».

Небо зовет

Именно этот проект и называют «Звездными войнами» СССР. Хотя «Звездные войны» надо называть «Небо зовет» от США». Все потому, что он был снят почти за 25 лет до культового блокбастера Голливуда. Действие разворачивается вокруг противостояния советских и американских космонавтов. Каждая из противоборствующих сил пытается стать первой в покорении далекого Марса.

Да, американцы в этом кино – очень нехорошие. У них получается вылететь на Красную планету раньше, тем самым поставив под угрозу жизнь нашего космонавта.

А руководит всем корпорация злодеев «Космос», которая очень напоминает Галактическую Империю Джорджа Лукаса.

Туманность Андромеды

Несмотря на то, что фильм по одноименному роману Ефремова снимали еще в конце 60-х, зрители смогли увидеть его только в 70-х. Причем, по обычному телевизору, а не в кинотеатрах.

По сюжету космонавты приземляются на планете, на которой уже существует собственная жизнь. Но «аборигены» не очень-то и рады гостям. Местные показаны как темные монстры, существующие в кромешной тьме и нападающие на людей с целью вытянуть из них все силы.

Несмотря на то, что в «Туманности Андромеды» затрагивается множество смежных тем, именно эпизоды противостояния двух полярных сил запомнились большинству зрителей.

В итоге через 10 лет мировой кинематограф пополнился первой частью франшизы «Чужой». Отгадайте, откуда сценаристы позаимствовали сюжет…

Таинственная стена

В том же году, что и «Туманность Андромеды», сняли еще одну космическую историю – фильм «Таинственная стена».

 Герои ленты пытаются выяснить, чем на самом деле является странное свечение из глубины тайги, которое напоминает по форме купол. При этом, свечение – не так просто, как может показаться на первый взгляд. Люди, побывавшие перед такой светящейся стеной – меняются. Они сталкиваются лицом к лицу с собственным  прошлым и теряются во времени – они больше не могут понять, где – настоящее, а где – лишь воспоминания.

После «Таинственной стены» на экраны вышли легендарные «Сталкер» и «Солярис» Андрея Тарковского, которые он снимал по одноименному роману Станислава Лема и роману братьев Стругацких «Пикник на обочине».  В обоих фильмах режиссер использовал похожие идеи, которые уже были показаны в «Таинственной стене».

Ранее наши коллеги из издания “Обозреватель” составляли похожий топ, с той лишь разницей, что в него вошли фильмы, сюжеты которых были украдены уже нагими режиссерами у западных коллег.



";