30 марта, 2023
$ 76.98
83.49

«Звездные войны» сняли в СССР: США украли 7 сюжетов советских фильмов

23 января, 2022, 12:57

Ну и что, что секса в СССР не было, зато было кое-что получше.

Молчаливое понимание системы планетарных ритмов, например. И безлимит на зависание в ноосфере. Иначе как объяснить обилие в советском кинематографе фильмов о космосе, ставших не просто источником вдохновения для ушлых англосаксов, а искушением плагиатом? Которому все и поддались в итоге.

© pexels.com

Да-да, пока в СССР честно мечтали о неведомых рассветах на далеких солнцах чужих галактик и пытались переложить этот милый космоидеализм на кинематографический язык, за океаном напряженно ждали.

И очень волновались, как скоро в Империи зла что-то снимут.

Ну и что, что спецэффекты made in USSR в тех же Штатах у режиссеров вызывали только усмешку. Все равно – зрители были в восторге.

Убедится в этом легко – попробуйте пересмотреть любой фильм из подборки от наших коллег из life.ru.

– Вы сразу же поймете, почему еще тогда американцы воровали у нас идеи! – утверждают журналисты. – В наших фильмах о покорении космоса было так много новаторских идей!

В дальнейшем все эти идеи и использовали и зарубежные режиссеры.

Дорога к звездам

Павел Клушанцев – советский кинорежиссёр, кинооператор, сценарист и писатель занимался созданием познавательных фильмов, в которых он мастерски соединял язык научно-популярного кино и научной фантастики. Именно его и считают родоначальником этого жанра. Клушанцев также сам придумывал кинотрюки, специальные технические приспособления, методы  и приёмы комбинированных съёмок, которые потом с большой охотой и позаимствовали кинематографисты разных стран.

Именно у Клушанцева фактически получилось рассказать о первом полете человека в космос за несколько лет до самого полета. То есть, режиссер выступил в роли провидца, и снял ленту о том, чему только предстояло случится.

В «Дороге к звездам» режиссер соединил элементы игрового и документального кино.

Костюмы и шлемы космонавтов получились очень уж неправдоподобными, но разве такие мелочи можно противопоставить ясновидению художника, которое он и продемонстрировал с помощью сюжетных поворотов «Дороги»?

Зрители были просто потрясены. Например, до выхода фильма они даже и представить не могли, как на сомом деле выглядит запуск ракеты, какой может быть поверхность Луны и как происходит выход космонавта в открытый космос.

Да и спецэффекты для кино того времени были действительно фантастическими.

«Дорога к звездам» просто сразила зарубежных кинематографистов – они просто не могли удержаться от заимствования.

А теперь – внимание: Стенли Кубрик снимал свою культовую «Космическую одиссею», вдохновившись именно советской «Дорогой к звездам»! Джордж Лукас во время работы над «Звездными войнами» делал то же самое, но Кубрик-то, Кубрик!

Луна

На «Дороге к звездам» Павел Клушанцев не остановился и снял очередную научно-популярную картину о достижениях в исследованиях лунной поверхности – «Луна».

По выражению авторов тогдашних публикаций в печати, фильм того же успеха, что был у «Дороги к звездам» не имел. Возможно, виной всему был факт того, что американцы вскоре по-настоящему высадились на настоящую Луну.

 А французы никуда не высаживались, поэтому решили не выпендриваться и взять в работу находки Клушанцева. Они даже пригласили советского режиссера на консультацию – очень уж хотелось узнать о космических технологиях из первоисточника.

Милая деталь о подданных страны любви и духов: французы на самом деле подумали, что русские высаживались на Луне!

Когда режиссер очень нежно и деликатно пояснил, что никто никуда не высаживался, все очень расстроились. Ну, прелесть.

Планета бурь

И снова Клушанцев, и снова – полный триумф в мировом кинематографе.

В основу фильма 1961 года «Планета бурь» лег роман с одноименным названием.

Американцы были просто шокированы советской картиной и пошли ва-банк. Они просто выкупили фильм и смонтировали его заново, предварительно разделив на 2 части. Потом они пересняли картину, заменив всех героев американцами и добавив несколько эпизодов. Но и это – не конец истории.

Через 3 года картину снова пересняли. После ее просмотра молодой Джордж Лукас впечатлился настолько, что дал самому себе обещание – снимать только фантастику. По собственному признанию, именно тогда он и определился «с делом всей своей жизни».

Мечте навстречу

Фильм, вышедший на экраны в 1963 году, сняли Михаил Карюков и Отар Коберидзе. Съемки проходили на Одесской киностудии.

Песни из этой картины популярны до сих пор (Вано Мурадели написал специально две композиции на стихи Евгения Долматовского: «И на Марсе будут яблони цвести» и «Я — Земля»).

По сюжету земляне спасают инопланетян, которые прилетели с другой планеты, но были вынуждены сделать аварийную посадку на Марсе.

Новаторство ленты заключается в том, что режиссеры сами разработали концепцию космической ракеты, а устройства инопланетного корабля. Они были первыми, кто придумал образ «добрых инопланетян». И было это задолго до того, как Стивен Спилберг снял знаменитые «Близкие контакты третьей степени».

Небо зовет

Именно этот проект и называют «Звездными войнами» СССР. Хотя «Звездные войны» надо называть «Небо зовет» от США». Все потому, что он был снят почти за 25 лет до культового блокбастера Голливуда. Действие разворачивается вокруг противостояния советских и американских космонавтов. Каждая из противоборствующих сил пытается стать первой в покорении далекого Марса.

Да, американцы в этом кино – очень нехорошие. У них получается вылететь на Красную планету раньше, тем самым поставив под угрозу жизнь нашего космонавта.

А руководит всем корпорация злодеев «Космос», которая очень напоминает Галактическую Империю Джорджа Лукаса.

Туманность Андромеды

Несмотря на то, что фильм по одноименному роману Ефремова снимали еще в конце 60-х, зрители смогли увидеть его только в 70-х. Причем, по обычному телевизору, а не в кинотеатрах.

По сюжету космонавты приземляются на планете, на которой уже существует собственная жизнь. Но «аборигены» не очень-то и рады гостям. Местные показаны как темные монстры, существующие в кромешной тьме и нападающие на людей с целью вытянуть из них все силы.

Несмотря на то, что в «Туманности Андромеды» затрагивается множество смежных тем, именно эпизоды противостояния двух полярных сил запомнились большинству зрителей.

В итоге через 10 лет мировой кинематограф пополнился первой частью франшизы «Чужой». Отгадайте, откуда сценаристы позаимствовали сюжет…

Таинственная стена

В том же году, что и «Туманность Андромеды», сняли еще одну космическую историю – фильм «Таинственная стена».

 Герои ленты пытаются выяснить, чем на самом деле является странное свечение из глубины тайги, которое напоминает по форме купол. При этом, свечение – не так просто, как может показаться на первый взгляд. Люди, побывавшие перед такой светящейся стеной – меняются. Они сталкиваются лицом к лицу с собственным  прошлым и теряются во времени – они больше не могут понять, где – настоящее, а где – лишь воспоминания.

После «Таинственной стены» на экраны вышли легендарные «Сталкер» и «Солярис» Андрея Тарковского, которые он снимал по одноименному роману Станислава Лема и роману братьев Стругацких «Пикник на обочине».  В обоих фильмах режиссер использовал похожие идеи, которые уже были показаны в «Таинственной стене».

Ранее наши коллеги из издания “Обозреватель” составляли похожий топ, с той лишь разницей, что в него вошли фильмы, сюжеты которых были украдены уже нагими режиссерами у западных коллег.


Мария Чиликина
Мария Чиликина

  • Запись о регистрации СМИ:
    ЭЛ № ФС 77 - 74986 выдано Роскомнадзором 19.02.2019 г.
  • Запись о регистрации информационного агентства:
    ИА № ФС 77 - 74985 выдано Роскомнадзором 19.02.2019г.
  • Учредитель:
    ООО «ЛАЙВ24», ИНН 4632247680
  • Главный редактор:
    Новиков Михаил Владимирович
  • Адрес электронной почты редакции:
    info@live24.ru
  • Телефон редакции:
    +7 (4712) 55-10-24
В сетевом издании LIVE24 размещены материалы информационного агентства LIVE24.
Некоторые материалы содержат стоковые изображения от Depositphotos, Pixabay, АГН Москва
  • Возрастное ограничение:
    18+

В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа»,«Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры»,«Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля», АУЕ. Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Meta Platforms Inc. (руководящая организация социальных сетей Instagram и Facebook).

Организации, СМИ и физические лица, признанные в России иностранными агентами: "Голос Америки" "Idel.Реалии" "Фактограф" "Север.Реалии" Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT" Пономарев Лев Александрович Савицкая Людмила Алексеевна Маркелов Сергей Евгеньевич Камалягин Денис Николаевич Апахончич Дарья Александровна «Medusa Project» Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ» «VTimes.io» Баданин Роман Сергеевич Гликин Максим Александрович Маняхин Петр Борисович Ярош Юлия Петровна Чуракова Ольга Владимировна Железнова Мария Михайловна Лукьянова Юлия Сергеевна Маетная Елизавета Витальевна «The Insider» Рубин Михаил Аркадьевич Гройсман Софья Романовна Рождественский Илья Дмитриевич Апухтина Юлия Владимировна Постернак Алексей Евгеньевич Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь Петров Степан Юрьевич Юридическое лицо Istories fonds Шмагун Олеся Валентиновна Мароховская Алеся Алексеевна Долинина Ирина Николаевна Шлейнов Роман Юрьевич Анин Роман Александрович Великовский Дмитрий Александрович Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021» Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит» Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021» Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021» Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты» Каткова Вероника Вячеславовна Карезина Инна Павловна Кузьмина Людмила Гавриловна Костылева Полина Владимировна Лютов Александр Иванович Жилкин Владимир Владимирович Жилинский Владимир Александрович Тихонов Михаил Сергеевич Пискунов Сергей Евгеньевич Ковин Виталий Сергеевич Кильтау Екатерина Викторовна Любарев Аркадий Ефимович Гурман Юрий Альбертович Грезев Александр Викторович Важенков Артем Валерьевич Иванова София Юрьевна Пигалкин Илья Валерьевич Петров Алексей Викторович Егоров Владимир Владимирович Гусев Андрей Юрьевич Смирнов Сергей Сергеевич Верзилов Петр Юрьевич Общество с ограниченной ответственностью «ЗП» Общество с ограниченной ответственностью «Зона права» Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ» Вольтская Татьяна Анатольевна Клепиковская Екатерина Дмитриевна Сотников Даниил Владимирович Захаров Андрей Вячеславович Симонов Евгений Алексеевич Сурначева Елизавета Дмитриевна Соловьева Елена Анатольевна Арапова Галина Юрьевна Перл Роман Александрович Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО» Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США) Компания «Stichting Bellingcat» Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение» Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа» Акционерное общество «РС-Балт», Левада-Центр