Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 102.5
107.4

Цепляет до сих пор: киноэксперт раскрыл неожиданный секрет вечной популярности советских фильмов

25 мая, 2022, 19:06
© К/ф “Девчата”, реж. Юрий Чулюкин, 1961 год, скриншот с видео

На склоне лет главный теоретик театрального искусства, режиссер, актер, педагог и первый Народный артист СССР Константин Сергеевич Станиславский признавался в том, что не видит смысла в своем главном детище:

– Зря я придумал свою систему! -вздыхал он. – Бездарности она не поможет, а таланту она не нужна!

Но история мировой культуры распорядилась иначе.

Да и наши отечественные киноведы намекают: система Станиславского – явление уникальное. Благодаря ей на протяжении веков между фальшивыми полюсами возникает настоящая искра.

Вопреки огромному множеству современных блокбастеров, советские кинофильмы равных себе по популярности среди населения России и стран СНГ не знают. Россияне разных возрастов могут в каждый год пересматривать и «Иронию судьбы, или С легким паром!», и «Служебный роман», и все «Приключения Шурика».

Фильм «Девчата» и вовсе может собрать у экранов представительниц сразу четырех поколений одной семьи!

А День Победы никогда не обходится без «военно-героического» кино «В бой идут одни старики», «Они сражались за родину» и «Горячий снег». 

Этот секрет вечного успеха лент эпохи СССР нашим коллегам из популярного издания «ПолитЭксперт» раскрыл эксперт в сфере киноиндустрии, студент продюсерского факультета Института кино и телевидения (ГИТР) – Дмитрий Степанов. Он рассказал, что советский кинематограф отличался от современного ролью государства. Она в создании кинопроизведений всегда была главенствующей.

До экранизации правительство допускало только некоторые социально значимые темы, которые всегда должны были касаться или политики, или войны, или истории и культурного развития граждан.

– В России современный кинематограф лишен государственного влияния из-за новых рыночных отношений, из-за капиталистического строя, – пояснил он. – По большей части кинематограф спонсируется частными фондами. К примеру – Фондом кино. Он в настоящее время рассматривает фильмы лишь в контексте прибыльности проекта, а она – в свою очередь – зависит напрямую от зрительского интереса.

Сейчас прибыль выступает в качестве приоритетной задачи в выборе темы для будущей картины.

Эксперт допускает и наличие спонсорства со стороны государства – того же Министерства культуры РФ.

Министр культуры РФ Владимир Мединский на открытии выставки «История советского кино в киноплакате. 1919-1991» в центральном выставочном зале «Манеж», АГН “Москва”

– И вот оно в получении прибыли как раз не заинтересовано, – уточнил он. – Минкульт интересует раскрытие социально-значимых проблем. Бюджет подобных лент ограничен – если сравнивать с коммерческими фильмами. Что и сказывается на качестве современного кинематографа. Получается, что выгоднее снять бессмысленный боевик, на нем как следует заработать, чем заниматься съемками какого-то государственного проекта, который в связи с ограниченным бюджетом может даже не окупиться.

Что же касается секрета любви общества к советскому кино, то он, естественно, не в способе финансирования.

По словам эксперта, соль – в искренности и мастерстве актеров ушедшей эпохи. Как и в высоком профессионализме творческого состава каждого фильма.

– Наш советский кинематограф, как и наш театр всегда славились не какими-то экстравагантными идеями и поднимаемыми темами, а драматургией, и – конечно же – актерским мастерством, – резюмировал киновед. – После революции Советский Союз сумел сберечь и успешно использовать опыт Станиславского, Чехова и многих других великих деятелей  театральной драматургии. Все это великое наследие успешно использовалось еще в довоенное время. Это и привело к процветанию советского кино. Это и сделало его великим. Поэтому непосредственно этого опыта так не хватает в современной киноиндустрии.

Также кинокритик Александр Шпагин назвал главную фишку российского кинематографа после ввода санкций.