Skip to main content
26 апреля, 2024
$ 92.13
98.71

Запад хотел уничтожить Россию санкциями, но она нашла рынки сбыта своей невостребованной нефти

28 марта, 2022, 21:57

Китай и Индия чуют запах прибыли в связи с отказом Европы от российской нефти, пишет британское издание The Economist.

© pixabay.com

По словам автора материала, 22 февраля, за несколько дней до начала специальной военной операции России на Украине, судно под немецким флагом вышло из российского Приморска с 33 тысячами тонн дизтоплива на борту. Однако доставить груз по назначению не получилось. Когда 3 марта судно прибыло в британский нефтяной терминал Транмер, докеры не стали его обслуживать, узнав откуда прибыл груз. Аналогичные ситуации произошли и в других местах. Информационная компания Kayrros подсчитала, что общий объем нефти, который остался «в пути», за две недели спецоперации увеличился почти на 13% – для недоставленных грузов из России приходится искать новых покупателей. Также резко выросло количество судов, которые теперь вынуждены возвращаться в Россию.

Большая часть нефти, которая убыла из Москвы за последние несколько недель, была куплена и оплачена еще до начала российско-украинского конфликта. С тех пор новые поставки «черного золота» из страны сильно сократились. В связи со страхом введения новых западных санкций, репутационных потерь и огромной головной боли с логистикой многие покупатели просто отказались от покупок. Несколько дней назад, 24 марта, объем морского экспорта российской нефти был на уровне 2,3 млн баррелей в сутки, а это почти на 2 млн ниже, чем 1 марта. В связи с тем, что эти баррели ушли с рынка, цена на нефть марки Brent выросли до 120 долларов. Однако государствам, которых не пугает общественное осуждение и логистические препоны российская нефть, напротив, кажется весьма выгодной сделкой, что в свою очередь грозит долгосрочными переменами в торговле.

Частичное эмбарго против РФ во многом перекликается с западной блокадой Ирана, которая наблюдалась в 2010-х годах. В итоге Исламская Республика разработала непревзойденный план контрабанды нефти. В мае 2018-го США ввела экономические ограничения «максимального давления», которые должны были полностью перекрыть экспорт «черного золота» из Ирана. Америка почти смогла это сделать: к октябрю 2019 года поставки снизились до 260 тысяч баррелей в сутки, а ввода санкций они составляли 2,3 млн. Однако с тех пор экспорт восстановился и за 3 месяца до февраля 2022-го в среднем составил 850 тысяч баррелей в сутки.

Чтобы обойти введенные Вашингтоном ограничения, Иран переправляет большое количество нефти контрабандой. Иранские танкеры плывут к противникам США вроде Венесуэлы с отключенными транспондерами. Некоторые из них даже перекрашивают, чтобы скрыть из какой страны они взяли свой путь. Кроме того, иногда груз перегружают в открытом море на суда под чужим флагом – часто это происходит по ночам. В результате нефть доставляют по суше банды контрабандистов. Ее обменивается с КНР, Турцией и ОАЭ на золото, пестициды, а в ряде случаев на жилищные проекты в Тегеране.

Россия не будет заимствовать иранскую модель сбыта нефть – главным образом из-за того, что в этом на данный момент нет необходимости. Сделки с Ираном грозят банкам третьих стран большими штрафами. То есть открытая покупка «черного золота» – дело весьма рискованное. Москва, наоборот, столкнулась с не таким сильным эмбарго. Пока что импорт нефти из РФ запретили только США, которая никогда не была ее большим покупателем. Германия 25 марта сделала заявление, что сократит закупки в два раза, но как скоро это случится, непонятно. Трубопроводные продажи, менее заметные по сравнению с танкерной отгрузкой, составляют примерно 1 млн от общего объема экспорта из России в 7,9 млн баррелей в сутки. Они продолжаются по сей день, как будто санкций и не было, а вторичные еще не вводились.

При этом морской экспорт сократился. В первую очередь это произошло из-за того, что западные покупатели боятся осуждения общественности. Вдобавок они столкнулись с финансовыми и логистическими трудности, так как осторожные кредитные организации сокращают займы, судовладельцы бьются за страховку, а фрахт резко вырос в цене.

Индия и Китай – две огромные страны, которые отказались поддерживать западные санкции против России, так как почуяли свою выгоду. Причем Индия уже начала действовать. Ожидается, что загрузка российских экспортных судов в марте 2022-го достигнет 230 тысяч баррелей в сутки по сравнению с нулевым показателем за предыдущие 3 месяца. Однако эта страна вряд ли купит очень много, как минимум, в краткосрочной перспективе этого точно не произойдет.

Спасительным кругом для России может лишь Китай, который в общей сложности импортирует порядка 10,5 млн баррелей в сутки (11% мирового суточного производства). Китай может увеличить закупки до 12 млн баррелей в сутки. В результате эта страна сможет закупить в РФ 60 миллионов в относительно короткие сроки.

Однако этого пока не происходит. И одна из причин заключается в том, что доставка российской нефти затруднилась даже для КНР. Если в Европу российская нефть доходит всего за 3-4 дня, то транспортировка в Азию занимает 40 дней. Вдобавок нефть перегружают на более крупные танкеры, что занимает больше времени и стоит гораздо дороже. А еще покупки должны быть сделаны в юанях, а китайские кредитные организации неохотно предоставляют займи.

Однако главная причина заключается в том, что китайские трейдеры просто взяли паузу и сейчас выжидают. Даже с учетом дополнительных затрат нефть из РФ сэкономит много денег. Китайские трейдеры своего не упустят: когда в 2020-м стоимость «черного золота» рухнула к однозначным показателям на фоне пандемии коронавируса, они закупились до отказа. Торговые позиции Москвы будут слабеть, а скидка на нефть – расти. Вместе с ней станут увеличиваться и китайские закупки.

Ранее обозреватель чешского портала Časopis argument Илона Швигликова заявила, что США сделали попытку отказаться от российской нефти, однако такое решение больно ударило по экономике. Если Евросоюз последует их примеру, ему грозит глубочайший экономический кризис.



";