Skip to main content
23 ноября, 2024
$ 102.5
107.4

В Европе полюбили российский крепкий алкоголь

20 февраля, 2022, 10:35
© Сергей Ведяшкин / Агентство «Москва»

Крепкие напитки в последнее время хлынули на мировые рынки. За границей активно покупают российские водку, виски, коньяк и настойки. Больше всего пьют в странах Европы и бывших республиках Советского Союза, пишет РИА Новости.

Миллионы экспортных декалитров

Сергей Ведяшкин / Агентство «Москва»

В 2021 году Россия продала почти 3 миллиона декалитров крепкого алкоголя на общую сумму 195 миллионов долларов, а это на 20% больше, чем было в 2020-м, подсчитали в «Агроэкспорте» при Минсельхозе.

Основная доля экспорта — водка (160 миллионов долларов). Производители отыграли падение из-за пандемии коронавируса: по данным Федеральной таможенной службы, в 2020 году поставки сократились на 7%.

Вероятно, рост дополнительно был вызван тем, что британские и шведские бренды подорожали сильнее, чем российские, пояснил доцент экономического факультета РУДН Сергей Черников.

Кроме того, пользовались спросом отечественные виски, коньяк и бренди. В 2,5 раза, почти до 3-х миллионов долларов, вырос экспорт джина и можжевеловых настоек.

Российский крепкий алкоголь отправляли в 75 стран. Больше всего — в Европу. Например, поставки в Латвию выросли в натуральном выражении на 51%. В Германию — на четверть. Вдобавок среди основных импортеров — Украина и Казахстан.

Сильно нарастили продажи в Китай (на 66%), Азербайджан и Венгрию (62%), Грузию (32%). В три раза больше стали поставлять во Вьетнам и в 2,7 раза – в Узбекистан.

Это стало результатом ослабления коронавирусных ограничительных мер. Туристы вернулись в страны бывшего Советского Союза, где во все времена был высокий спрос на алкоголь из России.

Восстанавливается и ресторанный сектор. В целом рост заметный, но к доковидному уровню пока вернуться не удалось, отметил Сергей Черников.

В 2020 году глобальный рынок крепких напитков сократился на 8,7% — по данным исследовательской компании Euromonitor International. В 2021-м — плюс 3%. По словам аналитиков, показатели превысят доковидные значения только в 2023 году.

На биржах выделяют так называемые греховные акции — сомнительные для инвесторов. Речь идет о ценных бумагах производителей алкоголя, табачных изделий, а также индустрии азартных игр. Одни считают их выгодными, а другие — избегают по этическим соображениям.

Однако, как показывает практика, чем сложнее в мире политическая ситуация, тем больше алкоголя покупают, сказал финансовый аналитик Андрей Плотников. По его словам, акции холдинга LVMH, владеющего, кроме Louis Vuitton, такими брендами, как Hennessy (коньяк) и Moët (шампанское), с 2008 года принесли инвесторам 1,3 тысячи процентов прибыли.

Потребление крепкого алкоголя в 2022 году вырастет на 8%. Следовательно, российский экспорт прибавит еще 3-4%, отметил Плотников.

Мировые запасы «беленькой»

Сергей Ведяшкин / Агентство «Москва»

Россия на этом рынке не является лидером. Хотя в мире очень популярны марки, которые воспринимаются как русские.

Так, «Русский стандарт», начавший международную экспансию 20 лет назад, сейчас представлен в 86 государствах. Не отстает и Beluga Group. Целевые операционные показатели гласят, что через два года доля экспорта холдинга вырастет до 13% против 9% в 2020-м.

Грамотное продвижение российских марок, их участие в международных выставках и мероприятиях поспособствуют дальнейшему росту поставок отечественной водки, считает эксперт инвестиционно-консалтинговой компании DoFin.ru Игорь Веретенников.

В Союзе производителей алкоголя потенциал экспорта водки оценивают в 0,5 миллиарда долларов. Положительная динамика должна сохраниться во всех категориях.

У мирового водочного рынка существует особенность — 10 «пьющих стран», главных потребителей. В денежном выражении на первом месте находятся США — 39% (у России — 24%, Польши — 11%). А вот в натуральном выражении наша страна – безоговорочный лидер (145 миллионов декалитров, у США — 40 миллионов).

Порядка 20% выпускаемой в мире водки потребляют на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Германии, Англии, а также Румынии и Узбекистане. Причем из 10 «пьющих стран» пять являются бывшими республиками СССР.

Эксперты считают, что в ближайшие несколько лет этот список вряд ли претерпит изменения. Культурные традиции, в том числе потребления спиртного, меняются медленно.

С ценами все иначе. Аналитики предсказывают подорожание крепких алкогольных напитков в России. Так, с 6 февраля уже повысили минимальную стоимость алкоголя отечественного производства: 0,5 водки — 261 рубль вместо 243 рублей, а 0,5 коньяка — 480 рублей (было 446).

На самом деле компании переписывали ценники еще с ноября 2021 года. Объясняли выросшими издержками на бутылки, этикетки и логистику. Водку дешевле 300 рублей в магазинах уже не найти.

Аналитики убеждены, что тенденция сохранится. Однако, чем дороже товар, тем сложнее его продавать. Появится больше желающих выпускать нелегальный алкоголь, который будет стоить дешевле. Спрос на такую продукцию уже повышается. Более четверти крепкого алкоголя в России — контрафакт. Поэтому государству нужно тщательно контролировать все производство.

Ранее врач-диетолог, кандидат медицинских наук Юлия Чехонина призвала россиян не закусывать алкоголь соленой пищей, потому что она вызывает чувство жажды и может заставить человека пить еще больше.